Байланысқа арналған телефондар:
» » Исследование цифровых технологий, применяемых налоговыми органами России и Казахстана

Исследование цифровых технологий, применяемых налоговыми органами России и Казахстана

14 ноябрь 2019, Четверг
2 645
1
Перед лицом постоянных изменений в современном мире регулирующие системы вынуждены постоянно обновляться, чтобы не устареть перед новой реальностью. Система налоговых органов не является исключением в этом процессе.

Серьезным вызовом для налоговых органов является развитие субъектов цифровой экономики, деятельность которых выпадает из сферы налогообложения в силу правовой не урегулированности и отсутствии у налоговых органов организационных и технологических инструментов решения подобных задач. 

Европейская комиссия (орган Европейского союза, отвечающий за изучение вопросов налогообложения) подсчитала, что компании, занимающиеся цифровой экономикой, имеют среднюю ставку налога 9,5%, тогда как компании с традиционными бизнес-моделями облагаются налогом по эффективной ставке в среднем 23,2%, что приводит к конкурентным недостаткам с налоговой точки зрения для тех, кто выбирает традиционные альтернативы для ведения бизнеса.

Однако это не означает, что компании цифровой экономики уклоняются от выполнения своих налоговых обязательств, они просто не могут облагаться налогами, как традиционные, так как нет ясности ни для них, ни для налоговых органов в том, как они должны действовать.

Для решения проблем организации налогообложения и взаимодействия с хозяйствующими субъектами, в том числе, с субъектами цифровой экономики налоговые органы должны обладать соответствующими цифровыми технологиями.
В этой связи представляет интерес сравнение цифровых технологий, применяемых налоговыми органами России и Казахстана. 

В последние годы в ФНС РФ произошли качественные изменения в развитии цифровых технологий и создании инфраструктуры технологий, что стало одной их причин увеличению сумм поступивших налогов. 
Для обработки больших массивов информации было осуществлено внедрение системы АСК-НДС-2, позволяющий выполнять выстраивание цепочек, формирующих добавленную стоимость и автоматически пресекающих действия по уклонению от уплаты НДС либо мошенничество в процессе возмещения НДС. Возможности АСК-НДС-2 кардинально изменили контроль деклараций по НДС и автоматизацию процессов по сопоставлению операций и выявлению расхождений. В течение периода работы системы АСК-НДС-2 число фиктивных организаций уменьшилось в 2,1 раза, а число заявлений о возмещении НДС, поданных организациями, относящимися к высоко рискованным – более, чем в 15 раз [3].

На сайтах ФНС РФ работает 50 электронных сервисов, обеспечивающих экстерриториальность обслуживания, т.е. налогоплательщиком может быть получен полный комплекс услуг, начиная с регистрации предприятия и до момента, когда необходимо будет уплатить налоги - из любой точки России и мира. Разработка сайта осуществлялась при учете потребностей различных категорий налогоплательщиков. Помимо этого, портал ФНС содержит около 40 видеороликов, рассказывающих об применении сервисов. 

С 1 января 2017 г. был осуществлен запуск «Личного кабинета для налогоплательщиков - иностранных организаций», которые продают Интернет- контент в России и, соответственно, обязаны платить НДС, начиная с 2017 г. Регистрацию в этом сервисе уже прошли более сотни крупных компаний, включая Apple, Bloomberg, Facebook, Garmin, Google, Microsoft, Netflix, Nintendo, Samsung, Wargaming и другие [2]. 

Анализ внедрения цифровых технологий в деятельности ФНС РФ, в том числе, в отношении субъектов цифровой экономики, показал эффективность применяемых мер, позитивно сказывающихся на рейтинге налоговых органов и удовлетворенности налогоплательщиков.

В Республике Казахстан также активно ведется работа по внедрению цифровых технологий в процесс организации налогообложения и взаимодействия с налоговыми органами. В Комитете государственных доходов Министерства финансов РФ было осуществлено внедрение «Интегрированной налоговой информационной системы» (ИНИС-ЭКНА), целью которой стал автоматизация работы налоговых органов, электронное взаимодействие с другими органами и налогоплательщиками, дистанционный прием и выдача документов, контроль поступления налогов и т.д.

В Web-приложении ИНИС-ЭКНА «Кабинет налогоплательщика» предоставляются электронные услуги КГД, используя персонифицированный и защищенный доступ для налогоплательщиков РК.

С 1 января 2019 г. в Казахстане началось добровольное применение контрольного счета НДС с использованием технологий Blockchain, основной принцип которых состоит в отслеживании финансовых потоков НДС, что обеспечивает прозрачность при исполнении налоговых обязательств и последующий ускоренный возврат НДС
Комплекс преимуществ этого метода администрирования НДС образуется [1]:
- сокращением сроков по возврату НДС для экспортеров на 54 дня до 1 дня;
- отменой налоговых проверок;
- поэтапным возвратом НДС, когда реализация происходит на территории РК; 
 - повышением прозрачности в администрировании НДС, что исключает серые схемы.

Кроме того, для совершенствования налогообложения при таможенных операциях была внедрена ИС «АСТАНА-1», охватывающая всю совокупность таможенных процедур и операций, интегрируемая с базами КГД МФ РК и осуществляющая процессы информационного взаимодействия с иными органами РК.

За период 2018 - 2020 гг. будет осуществлен процесс поэтапного перехода на онлайн- кассы, который позволит осуществлять передачу данных о совершенных продажах через Интернет-пространство. Чтобы стимулировать электронную торговлю, государственная программа «Цифровой Казахстан» с 1 января 2018 г предусматривает применение налоговых льгот по полному освобождению от подоходного налога в отношении лиц, осуществляющих такую торговлю.

Таким образом, в России и Казахстане наблюдаются аналогичные тенденции развития цифровых технологий в организации налогообложения и взаимодействия с налоговыми органами.
Вместе с тем, в сфере организации налогообложения и взаимодействия с налоговыми органами в России и Казахстане существует ряд сходных проблем:
- во-первых, часто налоговые органы неспособны отследить многие из электронных сделок, так как оплата осуществляется через электронные платежные системы либо другие инструменты цифровой экономики, а налоговые органы не обладают надежными технологиями и нормативно-правовой базой для пресечения возможностей уклониться от уплаты налогов. Поэтому необходимо развивать новые технологии, позволяющие налоговому органу осуществлять идентификацию и отслеживание сделок в Интернет –пространстве;
- в- вторых, при осуществлении сделок в сфере цифровой экономики трудно определить местонахождение налогоплательщика, которое является неопределенным из-за наличия зашифрованного или беспроводного использование серверов, позволяющих действовать анонимно в сети. Сегодня Интернет предлагает только слабую аутентификацию. Если интернет-пользователь утверждает, что имеет идентификацию трудно определить, когда она является мошеннической. Эта виртуальная позволяет выполнять незаконные действия и уклоняться от уплаты налогов:
- в- третьих, возникает проблема постоянного представительства, т.е. присутствия юридического лица в конкретной юрисдикции. Эта проблема может быть решена при использовании концепции виртуального постоянного учреждения, которой предусматривается, что веб-сайт сам по себе не является местом деятельности, так как это не материальное благо, а сервер, который хранит веб-страницу, и через которую она доступна, является частью команды с физическим местоположением и, следовательно, такое местоположение может представлять собой постоянное место деятельности компании при условии соблюдения других требований. То есть использование компьютерной техники, смартфона, планшета или любого другого устройства в стране не считается постоянным учреждением само по себе. Это будет способствовать размещению серверов на территории России и Казахстана, что, безусловно позитивно скажется на их безопасности.

Перспективным направлением развития организации налогообложения и взаимодействия с налоговыми органами, применимым и в России и в Казахстане в отношении субъектов цифровой экономики, является фискальная обработка данных и присвоение сгенерированной стоимости. Этот метод учитывает данные, предоставляемые пользователями бесплатно и приобретающие ценность путем хранения, обработки и даже передачи позднее, чтобы предоставить новое значение в долгосрочной перспективе. 

Добавленная ценность не в самих данных, но в возможности использовать эти данные, генерирование включает: персонализированную рекламу, рекомендации по покупке, персонализированные для клиента, персонализацию продуктов, используемых клиентом, увеличение  лояльности клиентов и уверенности в продукте.

Метод организации налогообложения в основном состоит из создания «широкополосного» налога или «битов», как эффективного способа измерения и оценки потенциала данных. Основная идея состоит в том, чтобы собрать налоги в соответствии с количеством битов, используемых данным веб-сайтом или приложением. 

Ценность данных, несмотря на трудности, связанные с ее определением, в равной степени относится ко времени, которое требуется нам, чтобы определить связи с фискальной точки зрения, в свете удаленного сбора данных.
В заключение необходимо отметить, что организация налогообложения и взаимодействие налоговых органов с субъектами экономической деятельности должны быть основаны на принципах:

- нейтральности систем налогообложения по отношению к разным видам экономической деятельности, равенства обязательств налогоплательщиков, осуществляющих аналогичные операции;
- эффективности, т.е. минимизации расходов налогоплательщика при выполнении налоговых обязательств;
- определенности и простоты правил налогообложения, что дает возможности налогоплательщикам по определению налоговых последствий тех или иных транзакций;
- эффективности и справедливости правил налогообложения, предполагающих корректное исчисление налоговых платежей, а также уменьшение возможностей уклониться от уплаты налогов учитывая принимаемые меры и затраты на их реализацию;
- гибкости системы налогообложения.

Автор: Райымкул А.С., магистрант Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (1)
Прокомментировать
  1. bakhitzhan_kopbayev
    bakhitzhan_kopbayev Администраторы 14 ноября 2019
    Уважаемый Айдархан, я рад что вы еще год назад озвучили и дали ответ решению такой важной проблемы для нашей страны. Теперь мы стали свидетелями того как наше правительство точь в точь последовали вашему совету и стали хоть и год спустя, реализовывать озвученную вами тему. 
    Если бы они вовремя отреагировали бы то точно реализовали бы эту программу еще год назад сэкономив миллиарды.