Байланысқа арналған телефондар:
» » Записки русского. Почему казахи едят свинину?

Записки русского. Почему казахи едят свинину?

12 декабрь 2019, Четверг
5 439
1








До принятия ислама казахи, как и большинство кочевых народов Азии, были последователями тенгрианства. Эта религия по своей сути – обычный шаманизм и предполагает поклонение силам природы, духам предков и обезличенному «высокому небу». Казахским шаманам-баксам даже в голову не приходило запрещать людям есть свинину или мясо любых других животных, тем более, со ссылкой на божью волю.



Тем не менее, хрюшек и так не ели. Свиньи не являются животными, пригодными для разведения при кочевом хозяйстве. У них короткие ноги, неспособные к дальним путешествиям, а рацион питания такой, что казахские степи не являются лучшим местом для жизни.

Вот традиция их кушать так и не сложилась. Тем более, что мусульмане Средней Азии их тоже не едят, а китайцы и русские до определенного времени были далеко.

Но в последние столетия ситуация сильно изменилась. В конце 19-о века в Казахстане поселилось множество славян (т.е., русских и украинцев), а в сталинские времена сюда насильно переселили немцев, корейцев, поляков и множество других народов. Большинство из них свинину, как раз, едят. А поскольку отсутствием гостеприимства они не страдают, то постепенно к этому стали приобщаться и казахи.

Дело в том, что ислам пришел к ним только в 18-м веке, когда Российская империя в рамках своей политики умиротворения подвластного населения направила в казахские степи татарских миссионеров. Почему она это сделала – другая тема для разговора. Но факт остается фактом.

Тем не менее, большинство казахский интеллигентов 19-о века, вроде Чокана Валиханова и Ибрая Алтынсарина, были противниками исламизации. Валиханов даже пытался убедить царских чиновников, что принести казахам буддизм было бы более практично. Видимо, он просто предполагал, что мягкая буддийская религия будет куда более предпочтительной верой для его народа.



Так или иначе, к началу 20-о века ислам среди казахов набрал большую силу и стал уже привычным. Тем более, что давние друзья и соседи, вроде татар, башкир, киргизов, туркмен и оседлых народов Средней Азии, давно были мусульманами.
Казахская интеллигенция с того времени разделилась на два разных политических направления, которые условно можно было бы назвать западниками и пантюркистами. Идеологическим главой первых стал Алихан Букейханов, лидером вторых был Мустафа Шокай. Первые были ребятами светскими, вторые выступали за развитие ислама.

Затем случилась русская революция. Мы все знаем об отношении большевиков к религии. Антихристианская и антимусульманская политика стала частью государственного строительства на долгие годы.

Пусть ислам получил некоторое возрождение после распада СССР, я бы сказал, что многие современные казахи к религии относятся достаточно спокойно. Знаю людей, которые в шутку называют себя «православными мусульманами». Искупаться в проруби во время христианского праздника Крещения или угоститься салом у русского друга для таких раз плюнуть.

Я лучше знаком с Северным Казахстаном, и могу с уверенностью заявить, что для его жителей употребление свинины не является табу. По моему мнению, казахи с запада и юга страны, свинину не едят. Они ведь не живут в русском окружении и вообще ребята более религиозные.



Также не едят свинину «заграничные» казахи – те, кто родом из Китая, Монголии или Турции. Насчет казахов из постсоветских стран, таких, как Россия, Туркменистан и Узбекистан – врать не буду, но наверное, ситуация средняя.
Кроме казахов-россиян, конечно. Таких людей я лично кормил шашлыком из хрюши.
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (1)
Прокомментировать
  1. R9WziBwMX8edSWSz
    R9WziBwMX8edSWSz Гости 30 августа 2022
    6g0AcT6LeG7nK0pRXvpwfemwt2QYeSO5RNSZp9oftDsNh0WXu7rMNdhfDSpWdDXDLOpqCOlra1ZwcY8
    oYl6ZJxIc