Байланысқа арналған телефондар:
» » Основные типы капитализма

Основные типы капитализма

23 март 2020, Понедельник
2 498
0

С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма.
Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству.
Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). 
Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обрела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.

В России (так и в Казахстане), этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии":

Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после отмены крепостного права в 1861 году).
Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!" 
При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе.
"Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана".
Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное.
Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства, взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.
"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны.

Вторая "серия" перехода России (и Казахстана тоже) к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это.
Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. 
Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим".

Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе:
– бюрократический капитализм,
- олигарческий капитализм,
демократический капитализм.

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников.
Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан:
жесткий контроль,
всевозможные проверки и регистрации,
необходимость на всё получать разрешения и т.п.,
чиновничий произвол,
коррупция,
сговор бюрократов;
- с преступниками, 
- с крупным и/или нелегальным бизнесом,
- расцвет "теневой экономики",
- высокая криминализация общества,
- низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В частности, теневая экономика – это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как подпольное производство, связанное с нарушением:
- технологических,
- трудоохранных,
- экологических и других требований.
К примеру:
"чёрная занятость" - наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.;
- скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил;
- деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п.
По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП ( Казахстане было то же самое).

В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм.
Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов":
– крупнейших банкиров,
- биржевых спекулянтов,
- промышленных магнатов,
- торговых гигантов,
- газетно-телевизионных магнатов СМИ и т.п.
При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них.
От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорится: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде".
Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности.
Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.
При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.
Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей").
Он охватывает представителей самых разнообразных профессий:
- учёных,
- писателей,
- художников,
- священников,
- преподавателей,
- врачей,
- юристов,
- средних и мелких предпринимателей,
- высококвалифицированных рабочих и т.д.

Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни.
Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы.
Их жизненное кредо: благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость.
Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.
Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем.
В ней всё может быть в сложном переплетении.
Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов".
До народного же капитализма, похоже, ещё далеко.
Отсюда и социальная напряжённость.
Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми".

Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества?
Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908) полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями.
Отсюда и название основанного Вебленом теоретического направления – институционализм.

Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей.

Например:
любовь, брак, семья, материнство (семейные институты);
бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты),
государство, армия, суд, партии (политические институты);
наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества.
Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации, профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.

источник: https://studme.org
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать