Байланысқа арналған телефондар:
» » О необходимости светской идеологии для РК

О необходимости светской идеологии для РК

02 май 2019, Четверг
2 799
0

О необходимости светской идеологии для РК



На примере любого государства можно конкретно увидеть, как сказывается на состоянии экономики официальная политика.  

Она может либо открыть дорогу для быстрого развития экономики и предпринимательства, либо поставить на их пути глухие барьеры, загнать в непроизводительную, теневую экономику. 

В этом плане, как показывает опыт успешно модернизированных стран, в первую очередь были: 

  • Порядок, 
  • Четкая постановка целей, 
  • Отказ всякого рода демагогий, 
  • Тщательный анализ средств   достижения указанных задач,
  • Минимизация затрачиваемых средств и усилий. 

 При этом всегда важным моментом в реализации этих целей является  понимание людьми того в каком обществе они живут, что их ожидает в будущем и на какие   ориентиры им следует ориертироваться. 

Решение этих задач требует мобилизации всех имеющийхся сил и средств. Она невозможна без собранности, мобилизации и самоограничения. 

И как следствие - отторжение системой институтов и лиц, доказывающих свою некомпетентность или бесполезность. 

Порядок в условиях модернизации – это средство обеспечения ее эффективности. При этом в процессе их реформирования и модернизации, всегда  огромную роль играла также и духовная сфера, в первую очередь идеология, которая идеологически обосновывает и легитимизирует ход всех проводимых преобразований. Здесь нужно вспомнить, что в любой системе все здание общества покоится на трех основных опорах: 

  • Система власти и управления, 
  • Экономика,
  • Идеология.   

В Казахстане, как известно, в результате смены строя были разрушены все три. 

Однако больше всех из них пострадала идеология

Сначала все были убеждены, что базисом общества является экономика. Однако потом выяснилось, что экономика, оказывается, зависит от организации власти и управления. И лишь потом люди заметили, что система власти и управления, и экономика не могут достаточно эффективно функционировать без должной идеологической обработки людей. 

А для этого необходимо соответствующее условиям идеологическое учение и идеологический механизм, внедряющий это учение в сознание своих граждан.

 Что касается идеологии, то она определяется как комплекс идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе и в мире. 


Идеология - это своеобразные общие ценности общества, которые выражают его чаяния и желаемые им представления о более совершенной и   достойно организованной жизни. 

Наконец, идеология – это легитимация экономической и политической системы современного общества. 

В этом плане есть ли в нашем обществе такая идеология? 

Есть ли в нашем обществе разделяемые всеми общие ценности?

Есть ли представление о том, какое общество мы стремимся построить? 

Однозначно НЕТ.

Хотя, есть ее некие заменители в лице таких программ, как «Мәңгілік Ел»«Модернизация сознания…», которая по существу не заменяет роль идеологии. 

Сегодня всем слоям общества становится очевидна жизненная необходимость выработка единой системы ценностей, увенчанной национальной мечтой, то есть необходимость новой светской идеологии.

В тоже время все то, что делается на этот счет   властями в нашей стране, как мы отметили выше, не соответствует духовным потребностям страны.  Свидетельством чего является то явное общественное разочарование большинством населения пореформенной реальностиВ частности, отсутствием зрелого представления об общественном благе и общественном пороке, об источниках и поддерживающих системах тех сил, которые благоприятствуют нации или, напротив, тормозят ее развитие.  

       Согласно социологическим исследованиям, центральным ощущением этого массового психологического кризиса, получившего непосредственное социально-демографическое выражение, была утрата осмысленности жизни и деятельности в связи с потерей общей цели, объединяющей и собирающей нацию в единое целое. 

Поэтому создание    светской национальной идеологии, как принимаемой всеми собственной стратегии развития, собственных ценностях, собственной   модели развития – это неумолимое требование нашей истории. 

 Здесь нужно пояснить, что в результате смены общественного режима в нашем обществе был отменен марксизм-ленинизм как государственная идеология. В связи, с чем потребовалось, во-первых, разрушить культурное ядро этого общества, а во-вторых, создать новую целостную мировоззренческую основу, которая бы консолидировала людей. В решении первой задачи, то есть "разрушения культурного ядра" социалистического общества власть достигла определенных результатов

Но это была лишь часть проблемы, поскольку, кроме разрушения старой идеологии, и образовавшегося в результате этого духовного вакуума нужно было обеспечить "культурную гегемонию", создать привлекательную для легитимации нового социального порядка идеологию. Встала задача заполнять этот вакуум, если и не новой идеологией, то, по крайней мере, какой-то духовной продукцией, компенсирующей ее. 

К большому сожалению, в тот период наша власть недооценила роль идеологии, более того она исходила из представлений, что нужно проводить политику деидеологизации, политику запрета любой государственной идеологии.  

Поэтому в образовавшиеся духовный вакуум под лозунгом демократической фразеологии о свободе слова и свободы печати в нашу страну через СМИ и культуру устремились потоки западной идеологии. 

Под этим флагом началась реанимация религии взамен утраченной идеологии (особенно ислама и православия), усиленно поддерживаемой новой властью. 

Также в нашем обществе практически   бесконтрольно со стороны власти стали появляться и распространяться всевозможные нетрадиционные религии и всевозможные учения. 

Начались поиски некой «национальной идеи», призванной (по замыслу искателей) сплотить казахстанцев в единое целое и вдохновить на некий порыв к мировому величию.

Эта идея не получила со стороны властей и общественности ни должной поддержки, ни общего признания. Одним словом, идеологическая сфера оказалась брошенной на произвол судьбы. Никто всерьез не контролировал идеологическое состояние общества. Никто всерьез не осознавал возможные последствия такой деидеологизации

   О последствиях и незапланированных результатах такой политики РФ после развала Союза, кстати, отметил и Президент РФ Путин В. В. 

Он в одном из своих выступлений на Валдайском клубе заявил следующее: «Практика независимого развития нашей страны наглядно показала, что новая национальная идея не рождается само собой, и не развивается по рыночным правилам. Более того, она показала, что самоустранение государства, общества не сработало, в частности, такие идеи как деидеологизация и деполитизация в реальности привели к незапланированным результатам, так же не получилась и идея   механического копирования и заимствования чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать, как показывает опыт, как правило, приводят либо к маргинальной культуре, либо не принимаются абсолютным большинством народа.

Здесь уместно отметить, что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету - обычно является неотъемлемой частью   национального характера».  

Далее Президент РФ отмечает, кому и для чего нужен идеологический и духовный вакуум? Кому нужно «отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности? Оно, согласно Президенту РФ, нужно и выгодно для той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы, и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались».

На наш взгляд, эти слова можно всецело отнести и к нашей стране, где фактически эта ситуация фактически про дублировалась, возник аналогичный идеологический и духовный вакуум, которую нужно было чем- то заполнять. А поскольку ничего   привлекательного с точки зрения идеологии и духовности не нашлось, в Казахстане в этой ситуации решили религию, точнее ислам, сделать не просто главной религией в стране, а главным компенсатором идеологии.   

  Кстати, нечто подобное можно видеть и в России, где также власть по существу утвердила православие в качестве основного звена своей идеологии.   

Возникает вопрос: может ли ислам, даже в купе с другими великими религиями заменить государственную идеологию, или хотя бы быть претендентом на эту роль?  

Наверное, нет, поскольку идеология – это очень широкое понятие, которое включает в себе, помимо религии и множество и других компонентов. Поясним, что идеология относится к ментальной сфере, которая является одним из основных компонентов социальной организации, наряду с системой хозяйства и системой власти и управления. 

В этом плане ее основная функция - это формирование сознания членов объединения, обеспечение людей необходимой «пищей» для сознания и управление ими путем воздействия на их сознание. 

В эту сферу включаются религии и нерелигиозные (светские) идеологии с соответствующими организациями, средства воспитания и образования молодежи, литература, театр, средства массовой информации и вообще все то, что, так или иначе, касается менталитета людей и манипулирования ими путем воздействия на менталитет. 

Можно однозначно констатировать, что наша власть по большому счету не оценила в должной мере роль идеологии в нашем обществе. Лишь в последние годы, после крупных провалов на идеологическом фронте, следствием которого явились участившиеся в последнее время неожиданные события в виде религиозного экстремизма и беспорядков в различных областях Казахстана, которые повлекли за собой человеческие жертвы, серьезно обеспокоилась не только власть, но и широкая общественность Казахстана. 

Все это не может не вызвать обычных вопросов. 

Кто виноват и, что делать? 

По чьей вине эти политические риски?

Почему до сих пор идеологический вакуум и духовный разброд?

К великому сожалению никто из экспертов или аналитиков по большому счету не может дать ни глубокого теоретически обоснованного объяснения ситуации, ни вразумительных предложений по исправлению ситуации.

На наш взгляд, эти события в первую очередь есть результаты отсутствия в нашем обществе государственной идеологии, отсутствия должной идеологической работы. То, что делается – это попытки авральным методом затыкать идеологические дыры, эпизодически возникающие в виде реальных политических рисков в стране. Это больше напоминает борьбу властей с весенними паводками, которые ежегодно угрожают тому или иному региону, чем продуманную системную работу на идеологическом поле.  

        Другой опасностью, для нашего общества могут явиться информационно сетевые войны, которые как цунами прокатились в последние десятилетия в мире, вызвав серии «цветных революции        в мире».   Нет сомнений в том, что и Казахстану сегодня может также грозит опасность втягивания в состояние нестабильности, которая создается под влиянием извне в политических целях — так и при наличии внутри РК влиятельных сил, также заинтересованных в дестабилизации и захвате власти. 

Предпосылки для дестабилизации имеют системный характер, они представляют собой взаимосвязанные «дремлющие» (латентные) кризисы социальных отношений, деградацию систем жизнеобеспечения, безопасности и культуры, повальной коррупции, быстрые изменения в массовом сознании. Созревание всех этих частных кризисов и соединение их в систему с переходом в новое качественной состояние есть дело времени, если власть своевременно не упредит и не предпримет надлежащие меры в первую очередь идеологического характера. 

 Основаниями для этого вывода служит множество фактов, в которых уже нельзя не видеть определенной системы, содержание и тональность сообщений некоторых оппозиционных СМИ, так и действия некоторых политических организаций внутри РК. Анализ стран, где прошли «цветные» революции однозначно показывает, что по большому счету власть была не готова к «запланированному хаосу», что это упущения властей в области идеологической работы, что именно в результате идеологических просчетов   возникли политические риски в этих странах. 

Еще одним просчетом властей, на наш взгляд, является недооценка, духовно-нравственных проблемы современной молодежи. Кстати, в одном из своих Посланий народу Казахстану Президент Назарбаев, тогда указал на отсутствие воспитательных элементов в нашей образовательной системе и на настоятельную необходимость ее включенияЭти просчеты результат не только разрушения советской общественной системы, но и результат проводимой политики в области образования, в частности и школьной и вузовской политики. Здесь имеется в виду то, что под лозунгом "деидеологизации" в школе была отвергнута система ценностей, характерная для социализма, но и в тоже время новой привлекательной системы ценностей для школы не разработана, ее компоненты не вплетены в образовательную систему.  

Что касается вузов, то там идет повальное сокращение гуманитарных дисциплин, под флагом специализации, забывая о том, что вуз готовит не только специалиста, но и гражданина, ответственного за судьбу страны. Это не голословное утверждение. Даже в национальных университетах идет сокращение часов по философии за счет специальных дисциплин.  Или же часы по философии передать в школу. Что говорить о других вузах страны. Чиновники МОН и руководители вузов начинают забывать, что главная задача образования — это не только «формирование компетенций», а формирования развитой, творческой личности, гражданина, ответственного за будущее Казахстана. Возможно, среди главных причин, породивших в последнее время серьезные политические риски в нашей стране это недооценка властями роли гуманитарных наук в системе образования и воспитания. Недопонимание того, что эти науки формируют мировоззрение человека, его духовность, систему ценностей, без которых человек превращается в пассивный объект манипуляции. В конечном счете, это снова упирается в идеологию, точнее, в ее отсутствие. Подводя итоги сказанного, можно однозначно утверждать, что сегодня совершенно очевидна необходимость выработки единой системы ценностей, единой национальной, светской идеологии.

Власти надо понимать, что идеология в обществе должна обрести самостоятельное существование и социальный статус особого компонента социальной организации общества. Поэтому нужно серьезно и основательно заняться разработкой и пропагандой светской (гражданской, нерелигиозной) идеологии. Это аксиома, без нее ни о каком улучшении идейного и морального состояния в стране и речи быть не можетСоциальная функция идеологии - формирование сознания людей, адекватного современным условиям их бытия, и управление людьми путем воздействия на их сознание

В наступившем XXI столетии религии эту функцию должным образом (в интересах страны) выполнить не могут. Это под силу только светской идеологии, базирующейся на лучших достижениях научного познания реальности и формирования высокой духовности. Здесь нужно отметить, что духовность не ограничивается только религиозностью. Последняя есть лишь ее частная форма. По сути, духовность включает в себя более обширное состояние сознания (духа) людей, которое формируется под воздействием образования (особенно гуманитарного), просвещения, пропаганды достижений науки, знакомства с литературой, кино, музыкой, живописью, театром и другими подразделениями культуры, воспитания системы ценностей и нравственности и т. д.,   

В советские годы народы СССР по уровню духовности превосходил все другие народы планеты. И эта оценка духовности советского народа   давалась в соответствии с критериями науки, а не на основании каких-то смутных и дремучих представлений о природе человека. 

В числе этих критериев были такие:

  • Самое лучшее в мире и самое демократичное всеобщее образование,
  •  Общедоступность и высокая нравственность культуры,
  • Доминирование высших духовных ценностей над материальными в советской системе ценностей.


Не нужно забывать, что СССР выстоял в труднейших условиях, победил в величайшей в истории человечества войне и стал мировой сверхдержавой в значительной мере благодаря высокой духовности советского народа, а не благодаря отсутствию таковой. Не случайно, что Запад против СССР с самого ее начала главной целью своих атак избрали именно духовное состояние советского народа. Они понимали, что Союз можно было сломить только при условии разрушения его духовного потенциала, при условии занижения духовного уровня советского населения. 

Эта цель Западом достигнута, старая система и ее идеология разрушена, ее возрождение исключается. Однако новой идеологии нет. На создание новой, светской идеологии нужны десятилетия серьезной основательной работы.   Носители светской (гражданской) идеологии, философы, политологи, социологи в силу снижения их общественного и социального статуса, в силу не востребованности их властями, молчат, боятся, что их выбросят, и заискивают перед руководством…

  Такое положение гуманитарной науки – это игнорирование духовной сферы нашего общества. Это недооценка мировоззренческих и ценностных аспектов формирования человека. В конечном счете, недооценка и неумение воспользоваться огромной созидательной энергией своего народа. 

В этом плане статью Назарбаева Н.А. о «Модернизации сознания…», можно рассматривать запоздалым ответом властей на их очевидные промахи в области воспитания и духовности в стране. Также оно явилось ответом и на совершенно очевидные политические риски, возникшие за последние годы в стране, в первую очередь - силу отсутствия светской идеологии, в силу отсутствия государственной программы религиозного просвещения, когда страну заполонили религиозные течения, имеющие явно деструктивный характер. Видимо, это следовало делать сразу после обретения независимости. Драгоценное время в области воспитания в значительной мере упущено. Сейчас можно сказать пожинаются плоды недооценки роли духовности в стране.  

На наш взгляд, в этой сложной ситуации чрезвычайно важно не забывать, что современная цивилизация открыла для себя тот факт, что главным ее мотором является не физическая энергия, выраженная в киловаттах, а социальная, что зачастую успешность развития того или иного государства во многом зависит от того на сколько успешно и умело элита направит эту энергию на благо своего государства. Это в первую очередь связана с теми целями, которые выстраивает элита. Большие цели всегда выстраивают тоталитарные государства. Однако они справедливо критикуются за отчужденный характер "больших целей", не соотносимых с миром повседневности, ничего не дающих "маленькому человеку". Но это не означает, что большие цели как таковые - вредная химера. Вне известной системы приоритетов и иерархизации целей, вне веры в будущее жизнь человека и коллектива однозначно теряет смысл, без них никакую перспективу выстроить невозможно. Поэтому вера в «большие цели» и большую перспективу вовсе не принадлежит к тоталитарным государствам, а составляет неотъемлемое качество человеческой культуры как таковой.  Именно в ней, как показывают современные исследования секрет послевоенного экономического чуда Западной Германии, Европы, Японии.  Именно эти страны сумели выявить заложенную в народе скрытую энергетику больших целей. Энергетику - национального и цивилизационного самоутверждения народов, которые встретив опасный вызов истории и мобилизовались для достойного ответа. Элита, достойная этого названия, отличается одной важной особенностью: искусством формулировать большие цели и тем самым возвышать народы в их собственных глазах.

 В конечном счете, это снова упирается в идеологию, которая как мысль о национальном развитии представляет своеобразную маршрутная карту, генеральный план и одновременно систему мотивов и целей   движения народа в будущее. Поэтому настоящая идеология может заряжать общество энергией и одновременно управлять этой энергией, направляя ее на творчество и конкретное созидание.

Действительно, как показывает история, все самые значительные достижения человечества достигнуты на основе активизации и стимулирования творческой, созидательной энергии народа, этноса, коллектива, людьми, управляющими этими коллективами. Использование этой энергии бывали спонтанными, интуитивными, незапланированными или же напротив осознанными. В этническом плане эту особенность активизации энергии этноса Л. Гумилев назвал пассионарностью (страсть). Он увязывал это чувство, эту энергию с этногенезом. Если рассматривать этот вопрос в более узком плане, то можно привести сколь угодно примеров более широкого или более полного и более эффективного использования человеческой энергии в разных аспектах его деятельности. Оно проявляется или может быть проявлена или реализована как в рамках общегосударственных, общенациональных преобразований, так и в коллективе, семье или в жизни жизнью отдельного человека. Другими словами, оно может проявиться в разное время, в разных отношениях.  

  Выявление и раскрытие потенциальной энергии - это очень важная проблема, имеющая множество различных аспектов. Нас этот феномен интересует в первую очередь в плане, как и каким образом «отцы основатели» Америки и Японии, императоры и правители, к примеру, Кореи или великие военачальники сознательно или бессознательно использовали   эту огромную энергию народа.  

      Нас в данном случае интересует, где, когда и каким образом эта энергия использовалась в общегосударственном и общенациональном плане.    В истории есть множество примеров, когда государство сознательно пробуждало, организовывало и направляло эту энергию в пользу государства, в пользу общества. Как показывает история, часто народы, увлеченные, к примеру, консолидирующей идеей, порою даже ошибочной, вершили огромные дела. Типичным примером этого может служить наша собственная история. Если обратиться к мировому опыту, то примеров умелой консолидации воли и энергии народа со стороны государства, можно привести много. Вспомним хотя бы американский опыт, когда «отцы народов», ясно осознавая, что американский народ не имеет общие исторические корни, общую культуру и религию, сознательно     работали над созданием общей идеи, которая бы направляло энергию американского народа в позитивное русло.   Это так называемая «американская мечта» - быть стопроцентным американцем, заработать сто тысяч долларов, построить коттедж. То есть стать преуспевающим американцем. На эту «американскую мечту» государство запускало фактически все важнейшие духовные сферы: идеологию, культуру, искусство, литературу, СМИ, кино и др. 

       Эта «мечта» в Америке на практике вплеталась во все эти сферы и области с целью формирования стопроцентного американца. Так что идеология, ее потенциал всегда достаточно успешно использовались не только социалистическими странами, но и капиталистическими. 

Пора понять, что основу реальной духовности составляют: 

  • Система образования, 
  • Культура, 
  • Система ценностей,
  • Система воспитания.

Только на их основе можно сформировать развитую, творческую личность, настоящего гражданина, истинного патриота, болеющего за свою страну. Только так можно сформировать человека с цельным мировоззрением. 

Дело в том, что человек без цельного мировоззрения всегда инструмент, который продается, как картошка на базаре. У него нет принципов, он подвержен любому влиянию, готов делать что угодно, если ему выгодно.

Отсюда вывод- будущее Казахстана, ее социальной конструкции зависит от того, какое место у нас займет в ней:

  • Духовность, 
  • Нравственность, 
  • Идеология.  

Пока не поздно нужно очень серьезно и основательно и системно заняться разработкой идеологии для нашего общества. Нужно отбросить мишурную светскость и либеральную фразеологию о демократии. В конечном счете, это проблемы национальной безопасности РК. На наш взгляд, для разработки светской идеологии нужно привлечь действительно лучшие   национальные кадры, имеющихся в гуманитарной отрасли, а не придворных философов и псевдо идеологов, готовых оправдать любое действие властей. По сути это «медвежья услуга». Такое мы уже проходили в эпоху развитого социализма. Для власти нужен трезвый анализ и оценка общественно-политической ситуации, конкретные научно-обоснованные рекомендации по решению назревших проблем. Таких кадров у власти нет или они не достаточно востребованы. Если так, то нужно создать систему подготовки идеологических кадров. В противном случае не избежать серьезных политических рисков. Как показали события последних лет, сегодня огромное количество “нематериальных угроз”, связанных с политическими институтами, с населением и его сознанием, и ментальностью, с интерпретациями и чужим экспертированием, остаются вне зоны внимания власти, прессы, политтехнологов. Это говорит о том, что в нашем обществе реально существуют явные и неявные предпосылки для дестабилизации существующего строя.   Никто не гарантирует того, что им не воспользуются внешние и внутренние силы для деформации или разрушения существующей системы. 

Сегодня в умах наших людей господствует крайний индивидуализм, с принципом «каждый за себя, а Бог за всех». Душами сегодня владеет в основном потребительская психология. Поэтому пока не поздно надо работать над тем, чтобы формировать надличностные ценности и установки, идеи и идеалы, как жертвенность, готовность принять смерть за те или иные дорогие сердцу ценности, принципы, установки? Ведь именно они представляют собой скрепы, объединяющие людей, народы в единые сообщества, служащие в качестве духовного субстрата их совместной жизни.  Или же, к примеру, если такая угроза реально возникнет перед нашим обществом, пойдут ли наши люди, в условиях существующего   идеологического хаоса за Президентом, пожертвуют ли они себя во имя государства?  Это далеко не однозначный вопрос. 

Поэтому, сегодня очень важно, чтобы в процессе строительства нового независимого государства, была разработана четкая и понятная для всех модель будущего государства и соответствующая ей новая светская модель идеологии. Здесь мы хотим сказать, что Послания Президента или другие программные документы, связанные с перспективой развития Казахстана на ближайшее или отдаленное будущее не являются идеологией в прямом смысле этого слова, а представляют фактически рассудочно-технократический план развития Казахстана. Другими словами, это большие цели государственной политики, а не идеология. 

  На деле, на наш взгляд, важнейшей задачей   нашего государства в этом плане должно стать способность и умение правильно организовать, и умело направить социальную энергию народа в созидательное русло. 

Этого можно достичь при следующих условиях и предпосылках: 

  • Во - первых, дав людям ясное представление о национальном развитии, 
  • Во - вторых, разработать своеобразную маршрутная карту, генеральный план развития, где каждый человек видит конкретно свою нишу и свое надежное будущее, 
  • В - третьих, разработать систему мотивов и целей    движения народа в будущее, 
  • В - четвертых, люди должны поверить в эти цели и задачи, которые ставит государство, 
  • В пятых, понимать цели человечества и свое место в истории.  


Только тогда можно быть уверенным в том, что такая идеология может заряжать общество энергией и одновременно управлять этой энергией, направляя ее на творчество и конкретное созидание

Здесь важно подчеркнуть следующее, что идеи и принципы, лежащие в основе новой идеологии, общей для всего общества системы ценностей должны на деле представлять для всех политических сил чрезвычайно широкий и общий выбор и в этом смысле   подходить для всех социальных слоев и групп нашего общества.  Другими словами, служить в качестве возможного идеала демократического, процветающего общества, а также служить основанием для единой идеологии воспитания всей казахстанской молодежи. В этом плане светская идеология выходит за рамки традиционного представления об идеологии.  Здесь имеется в виду то, что единая идеология необходима не в качестве средства идеологического давления на личность и не в качестве воспитания всей молодежи в интересах какого-либо одного социального строя или одной группы общества, оно нужно как средство, позволяющее объединить и интегрировать все казахстанское общество.  Что в свою очередь позволит привести на ее основе в движение социальную энергию масс, придать нации свойства и качества, позволяющие ей занять в мировом сообществе достойное, передовое место. 




Список использованной литературы.


  1. Ссылка http://www.contrtv.ru/common/1117/
  2. Новая русская доктрина: Пора расправить крылья/ Аверьянов В.В. и др.- М.: Яуза; Эксмо, 2009. -288с.
  3. Камалудин Гаджиев Свободная мысль,  № 6, Июнь  2009, C. 85-96
  4. Александр Верховский Свободная мысль,  № 4, Апрель  2009, C. 69-80
  5. Григорий Ржешевский Свободная мысль,  № 4, Апрель  2011, C. 147-158
  6. Елена Степанова Свободная мысль,  № 11, Ноябрь  2010, C. 113-126
  7. Владимир Карякин Свободная мысль,  № 5, Май  2011, C. 155-162
  8. Олег Митрошенков Свободная мысль,  № 5, Май  2011, C. 191-202
  9. Олег Смолин Свободная мысль,  № 5, Май  2011, C. 23-38
  10. «Проект Россия. Выбор пути» . М.:   2007 "ЭКСМО" – 384 с.
  11. «Проект Россия. Третье тысячелетие»   М.:    2009 "ЭКСМО" – 448 с.
  12. «Проект Россия»    М.:   2007 "ЭКСМО" – 448 с.
    1. С. Г. Кара-Мурза "Идеология и мать её наука". (Серия: Тропы практического разума.) - М.: Алгоритм, 2002.
      1. Сергей Кара-Мурза Манипуляция сознанием М.:   2009 ЭКСМО – 864 с.
      2. О. Сулейменов. Газета «Время». 2012г. 13.12. 2012. 
      3. См. С. П. Расторгуев. Философия информационной войны. М., 1999.
      4. См. И. Панарин. Технология информационной войны. М., 2003
      5.  Р. Шайхутдинов.  Сообщение, 2005, № 2.
      6. С.Вальцев. Украинский раскол, как он есть. - «Дуэль», 2005, № 2 (402).
      7. Сигеле Г. По книге Надырова М. К.  Социально – философский анализ феномена массовости. Алматы, 2004.

     21. И. М. Ильинский. Образование , молодежь, человек. (Статьи, интервью, выступления). – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2006. – 560.

22. Путин В. В. Выступление на валдайском клубе.

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать