Байланысқа арналған телефондар:
» » Конституционно-правовые механизмы регулирования экономических отношений (на примере ФРГ)

Конституционно-правовые механизмы регулирования экономических отношений (на примере ФРГ)

02 май 2019, Четверг
2 684
0

Конституционно-правовые механизмы регулирования экономических отношений (на примере ФРГ)


Успешность или безуспешность развития любой экономики зависит, в конечном счете, от множества причин. Не в последнюю очередь зависит она и от экономической политики государства. В частности, от правильно выбранной государством экономической стратегии, ее осмотрительности и  прагматизма при выборе или смене приоритетов экономического роста. Очень многое в развитии экономики, как показывает история, зависит и от политико-правового поля, создаваемого государством для развития экономики. В этом плане особое место принадлежит  Конституции страны, которая определяет фундаментальные нормы регулирования экономических отношений. 

Как показывает исторический опыт, политика государства может открыть дорогу для быстрого развития экономики и предпринимательства или поставить труднопреодолимые барьеры, сдерживающие развитие экономики. В контексте данного утверждения попробуем проанализировать позитивный опыт   регулирования экономических отношений развитых стран Запада. Думается, что этот опыт особо полезен сейчас, когда страна переживает нелегкий этап своего социально-экономического развития, вызванного, по мнению аналитиков, как мировым экономическим кризисом, так и просчетами своей экономической политики.

 Здесь имеется ввиду такие особенности казахстанской экономики, во-первых, как структурный перекос в развитии казахстанской экономики, когда в основном развиваются добывающий и потребительский секторы, во-вторых, монополистический характер национальной экономики, когда на казахстанском рынке господствуют в основном несколько крупнейших монополии, в третьих, номенклатурно-бюрократический характер нашей экономики, когда не разделены сферы экономики и политики, то есть когда «совмещается»  чиновничья и предпринимательская деятельность и т. д. 

Эти издержки нашего капитализма не имеют ничего общего с либерально–демократическими формами капитализма развитых стран, на которые ориентировались наши реформаторы. У нас, к сожалению, получилось, по Салтыкову-Щедрину, «хотели как лучше, а получилось как всегда». То есть у нас получился капитализм более похожий на латиноамериканский вариант, под названием «капитализм для своих», чем капитализм развитых стран Запада. Отсюда, недостатки в развитии экономики Казахстана вызваны не рыночной экономикой самой по себе, а тем, что наше государство, к сожалению, не смогла задействовать в достаточной мере позитивные стороны политико-правового регулирования экономических отношений. 

Говоря иначе, не смогло использовать те огромные возможности, заложенные в рыночной экономике, в частности,  не смогла запустить главный мотор рынка - конкуренцию, которая при правильном ее задействовании, как показывает опыт многих стран, способно за кратчайшие сроки обеспечить страну не только необходимой для всей страны продукцией, но и решить на базе высоких прибылей и соответственно высоких налогов собираемых   в  государственную казну,  решить многие социальные вопросы, которые на сегодня уже осязаемо, вызывают политические риски.  

Отсюда на наш взгляд, чтобы преодолеть эти негативные особенности   нашей экономики, необходимо нашим реформаторам, в первую очередь   необходимо    более основательно   проанализировать положительный опыт развитых стран Запада,  которые   в свое время сумели решить сложные проблемы, которые сегодня остро стоят перед нашими государствами,  вступившим на  рыночный путь развития своей экономики. Короче говоря, напомнить нашим реформаторам основополагающие принципы социально ориентированной экономики Запада, поскольку наши реформы, как показывает анализ, фактически ведут не к построению, декларируемого властью либерально-демократического общества, а общества, к сожалению, более похожего на латиноамериканский тип капитализма. 

В этом плане, особого внимания заслуживает опыт  государственного регулирования экономики в концепции социального рыночного хозяйства, созданного еще в прошлом веке учеными-экономистами немецкого города Фрейбург. В экономической теории данная школа, как известно, именуется как фрейбургская.   Прежде чем раскрывать цели и задачи этой концепции отметим, что эта теория является продолжением теории неолиберализма, которая, как известно, ставила в качестве основной задачи - формирование свободного, в то же время социально-ориентированного экономического и социального порядка, обеспечиваемого сильным государством. 

Здесь есть один нюанс, показывающий различие классического либерализма от неолиберализма. Если либерализм XVIII и XIX вв. полагал, что рыночная экономика не должна регулироваться со стороны государства, поскольку она в силу своей "невидимой руки" имеет способность самоорганизовываться, самоупорядочиваться и саморегулироваться (три ССС), и что государство в этой экономике должно выступать лишь как "ночной сторож", устанавливающий общие правила игры, то современный неолиберализм, в отличие от этого либерализма отдает себе отчет в том, что формирование порядка в экономике и обществе представляет собой законотворческую задачу и что перед государством стоит цель - постоянно и бдительно работать над тем, чтобы рыночный порядок сохранялся и улучшался. 

Другими словами, согласно этой теории,  основная  роль государства в сфере экономике – это   создавать и поддерживать институциональные рамки "социального рыночного хозяйства", прежде всего, устраняя ограничения конкуренции, а также корректируя ее результаты, если они не желательны по социальным причинам.  Согласно этой  теории в  современном обществе   хозяйственная жизнь в основном  должна регулироваться через рынок, хотя и при активном участии государства. Роль государства в них обусловлена тем, что, во-первых, существуют важные блага, которые не могут быть предложены рынком; они предоставляются только государством. И, во-вторых, государство на различных уровнях, начиная с общенационального и до общин, как формы организации самоуправления - обязано выполнять важные социальные функции.  Еще одной особенностью данной формы является то, что она четко    устанавливая рамки деятельности государства в экономике, позволяет, с одной стороны, избежать спонтанного развития, присущего капиталистическому свободному рынку, а с другой - предотвратить формирование центрально-управляемой экономики и прийти к свободному, экономически эффективному социально справедливому хозяйственному и общественном порядку. 

Великий реформатор, отец «немецкого чуда»  Людвиг Эрхард, так характеризует   суть   теории социально-рыночного хозяйства: «Суть данного рыночного хозяйства состоит главным образом в том, что экономический процесс, т. е. производство и распределение материальных ценностей и доходов, управляется не рычагами принуждения, находящимися в руках ведомств, а действием свободных цен и свободном соревновании за оптимальный результат, этим мотором системы, в общих рамках, заданных экономической политикой.

 Свобода, возможность каждому самому отвечать за себя, и личная инициатива в выборе профессии, работы и потребителя, которая позволяет каждому производителю воспользоваться экономическими шансами, а также распределение доходов по реальному личному вкладу - это те движущие силы, которые в рыночной экономике приводят к высшим рубежам в производстве и к повышению благосостояния всего населения. Таким образом, рыночное хозяйство-это тот экономический порядок, который максимально сочетает высокую производительность, рост благосостояния и личную свободу ./4/

Успехи, которых добилась экономическая система и соответствующая ей хозяйственная политика ФРГ за послевоенные годы, начиная с 1949г., и в объединенной Германии позже общепризнанны и впечатляющи. Это касается рынка валового продукта, реальных доходов, устранения безработицы и полной занятости. 

Здесь нужно признать, что основатели теории социального рыночного порядка   впервые на практике сумели найти разумный компромисс, точнее, синтез между гарантированной правовым государством, Конституцией страны свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свобода и справедливость - отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Здесь нужно пояснить, что термин "социальный" означает: 1) что рыночное хозяйство в силу экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки "благосостояния для всех", и предоставляет экономические свободы, ограниченной рамками конституционной неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер; 2) что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными.

Отсюда согласно  Мюллер-Армак, - "понятие "социальное рыночное хозяйство" может быть  охарактеризована как идея политического упорядочения, целью которого является соединение общества, построенного на конкуренции, частной инициативе с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного экономического порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты"./6/

Важнейшую роль в развитии экономики страны, по мнению создателей вышеуказанной концепции, играет обеспечение надлежащих политико-правовых условий развития рынка свободной конкуренции. Они не отрицают, а наоборот подчеркивают роль государства, которая, законодательно устанавливая рыночные правила, благоприятствует свободной конкуренции. В этой связи можно сослаться снова на Эрхарда, который в отличии от многих ортодоксальных рыночников, не ставит под сомнение идею государственного планирования и управления. Однако его представления отличаются от представлений о планировании свойственного в директивно-централизованной экономике. Эрхард говорит: "Я за плановую экономику, которая, на основе широкой, развернутой концепции призвана подталкивать и направлять экономику по определенному пути, помогать каждому человеку, открывая перед ним возможности или устанавливая известные барьеры, давая ему простор для свободного принятия решений - сообразно внешним экономическим условиям оказывать содействие человеку в определении разумной линии поведения" ./7/

В другом месте, подчеркивая роль государственного вмешательства в дела экономики в некоторых случаях, он не устает повторять о том, что для успешного развития общества необходимо дать простор человеческому самоутверждению - и в сфере производства, и в сфере потребления, а тем самым открыть возможности для развития добросовестной конкуренции. Там, где такое развитие чревато, по мнению общества, каким-либо нарушениями или опасностями, оно с помощью социальных и экономических или финансово-политических мер может - а в чрезвычайной ситуации даже обязано - установить определенные ограничения или ввести определенные правила, однако во избежание ущерба для общего блага оно не может и не должно подавлять и умерщвлять это исконнейшее стремление людей.  По его мнению, непосредственное управление деятельностью граждан, является одним из трагических заблуждений всемирной истории. Ведь есть масса исторических примеров показывающих, что такого рода управление быстро превращается в мелочную опеку, приказы и безусловное подавление.

Всякая система, не представляющая индивидууму в любом случае свободу выбора в отношении профессии и потребления, нарушает основные права человека и, в конечном счете, как показывает опыт, обращается именно против тех социальных слоев, в защиту которых и было задумано это искусственное вмешательство./8/

В этом плане, т.е. в плане разумного вмешательство государства в сферу экономической деятельности, на наш взгляд, до сих пор наиболее оптимальным выглядит вышеупомянутая нами фрейбургская концепция социального рыночного хозяйства.

Вкратце эта школа роль государства в экономической деятельности сводит к следующему:

1. Достижению максимально высокого благосостояния:

а)      благодаря установлению порядка конкуренции;

б)     благодаря целенаправленному проведению политики, с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;

в)     благодаря обеспечению полной занятости, стремление к которой объясняется и социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать доход каждому лицу, способному и желающему работать;

г)     благодаря обеспечению свободы внешней торговли, свободному обмену валют и расширению международного разделения труда в рамках мировой.

2. Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечения стабильности цен;

3. Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, а также справедливое распределение доходов и имущества.

а)     за счет достижения максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности;

б)     благодаря созданию порядка осуществления конкуренции т.к. она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;

в)     за счет государственной корректировки первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсии и компенсации, доплат за жилье, дотаций, мер по способствованию образования собственности и имущества и т.д.,

Все эти экономико-политические цели обретают свой конечный смысл во внешнеэкономических общественно-политических целях свободных обществ, основывающихся одновременно на социальном государстве./9/

Как видно отсюда основная цель экономической политики в рыночном хозяйстве - забота об оптимальном функционировании рыночного механизма с учетом социальных аспектов. Что касается последнего, то в этом обществе максимизация благосостояния общества выступает как высшая и всеобщая цель экономической политики.

Наряду с максимизацией благосостояния система свободного рыночного хозяйства, по мнению Л. Эрхарда, составляет основу демократического государства, которое в качестве неприкосновенной ценности утверждает человеческую свободу./10/

Поэтому почти банальной аксиомой является тезис, о том, что рыночно - хозяйственный порядок основывается на принципах свободы и раскрепощенности, в силу этого задача государства - следить за тем, чтобы это основное право хозяйственника не было аннулировано частными или коллективными путями и договоренности. В то время как другие системы пытаются достичь этой цели с помощью коллективных мер управления, рыночное хозяйство достигает этого эффекта через функционирование свободного рынка.

Тоже касается и функции свободной цены. Лишь она делает измеримыми и сопоставимыми результаты труда, и лишь барометр динамики цен выявляет правильность или ошибочность предпринимательских решений. Только по ценам можно выяснить, сколько производиться того или иного продукта - слишком много или слишком мало, нужно изделие или же нет. По этой причине постоянная подстройка производства под изменения потребления возможна исключительно при существовании свободной цены. Поэтому надо последовательно отвергать все меры, которые ведут к жестокой фиксации или замораживанию цен, поскольку ни то и не другое не совместимо с сутью рыночной экономики./11/

В промышленно развитых странах экономическая политика не может проводиться без условия базисных общественных ценностей - свободы, справедливости безопасности и прогресса. Социальная справедливость в качестве целей стоит в иерархии ценностей на одной ступени с таким требованием рынка как максимизация благосостояния. Соединение двух целей характерно для концепции социального рыночного хозяйства.

Главные экономические и социально-политические цели социального рыночного хозяйства имеют правовые основы. Они закреплены в Конституции ФРГ от 23.05.1949 года, и которая содержит ряд норм, которым экономический порядок должен соответствовать./12/

Наряду с Основным законом, гарантирующим фундаментальные права и правовые нормы ФРГ существует большое количество и других законов, служащих в качестве правовой основы экономического и социального порядка, определяющих облик страны. К их числу можно отнести некоторые из перечисленных ниже: Закон против ограничения конкуренции, Закон о немецком федеральном банке, Закон о кредитной системе, Закон о внешней торговле, Закон о социальном страховании и т.д.

Конституция ФРГ в числе основных общественных целей и прав включает развитие такого типа экономического порядка, который включает свободу экономического развития и экономического самоопределения, в этом обществе отдельные личности и социальные группы должны иметь максимальную свободу действия, защищенную от вмешательства государства, а так же в качестве непременного условия - взвешенное развитие интересов всех социальных групп и индивида, общество и индивида. А это возможно как убедительно доказывает М. Фридмен, когда политическая и экономическая власти разделены и рассредоточены./13/

Преимущество такого общества с точки зрения либерализма состоит, во-первых, в ограничении экономической, и тем самым политической, власти государства по отношению к своим гражданам, во-вторых, в действительной,   реальной, а не декларируемой свободе хозяйственных единиц (когда выполняются определенные условия, касающиеся стартовых шансов хозяйственных субъектов и распределения доходов), в третьих, в обеспечении прав на политическую и личную свободу, таких как свобода печати, свобода волеизъявления, свобода перемещения, свобода отправления религиозных культов, и в - четвертых, в децентрализации экономической власти.

Наряду с очевидными плюсами общества, основанное на рыночном порядке, имеет и уязвимые места. Это, во-первых, управление системой в целом, обеспечение ей уравновешенного, свободного от резких колебаний развития экономики с полной загруженностью производственных факторах. Это притом, что управление обществом с рыночным порядком осуществляться должно методами экономической политики. Это очень сложная задача, ибо она требует неординарных политических решений, чем управление административной экономикой.

Во-вторых, рыночная экономика связана с конъюнктурой, структурными аспектами и экономическим ростом, и проводится, прежде всего, при помощи инструментов экономической политики, основывающихся на руководстве, поощрении, инициативы и создания стимулов. В тоже время политический успех зависит от реакции членов общества, которое не контролируется со стороны государства. В третьих, методом общества основанного на рыночном порядке является то, что неограниченное стремление к прибыли характерное для этого общества может приводить к возникновению социального климата, при котором теряются такие ценности как взаимовыручка, способность прийти на помощь, понимание другого, чувства сопричастности, обеспечение достойных человеческих условий труда и т.д. поэтому рыночный принцип представляется приемлемым только тогда, когда конкуренция подчиняется определенным нормам, регулирующим ее качества, то есть, она не ведется недобросовестными средствами, не основывается на обмане, не связана с дискриминацией и не приводит к разорению, и когда экономическое поведение в целом вписывается в рамки установленных обществом правовых норм, обеспечивающих гарантию достоинства личности и соблюдения социальной справедливости. 

Это необходимость упорядочивания и регулирования свободы экономической деятельности должна осуществляться со стороны государства, и которая в соответствии своим экономическим целям осуществляет определенную экономическую политику.

Инструментами проведения экономической политики и политики воздействия на хозяйственные процессы в обществе социального рыночного порядка являются: во-первых, инструменты принуждения, такие как требования, запреты, нормы и разрешения. Они являются средствами наиболее сильного вмешательства в экономику. В рыночной экономике их применяют только в исключительных случаях, поскольку они не соответствуют рыночной среде. Во-вторых, это финансовые инструменты - они являются наиболее распространенным средством экономической политики. Финансовая помощь это, прежде всего, субсидии, включая налогообложения в самых разных формах, образуют основу, так называемой политики стимулирования, с помощью которой осуществляется косвенное регулирование на принятие решений хозяйственными единицами. В принципе финансовая помощь как инструмент совместимо с рыночным хозяйством, поскольку здесь отсутствует жесткие предписания./14/

Одним из важнейших направлений экономической политики в обществе свободного рыночного хозяйства является политика содействия конкуренции, основной задачей которой является поддержание нормальных хозяйственных условий в экономике. Она обеспечивает функционирование и защиту рыночного механизма, воздействуя на поведение хозяйственных единиц таким образом, чтобы рыночные процессы протекали в конкурентной среде. Благодаря децентрализованной структуре принятия решений в народном хозяйстве конкуренция выполняет функцию обеспечения свободы экономических субъектов. Конкуренция гарантирует постоянное приспособление производства благ к изменению структуры рынка. Другая функция конкуренции заключается в принуждении к научно-техническому прогрессу. Кроме того, конкуренция препятствует получению не связанных с результатами производства доходов и в этом состоит ее распределительная функция/15/.

Подводя итоги   положительного опыта регулирования экономических отношений ФРГ, которая, как известно, достигла впечатляющих успехов, как в области экономики, так и в социальной сфере, можно сказать, что недостатки   в развитии экономики Казахстана вызваны не рыночной экономикой самой по себе, а тем, что наше государство, сожалению   не смогла задействовать в достаточной мере  позитивные стороны  политико-правового регулирования экономических отношений. На наш взгляд, в нашей стране фактически построен, точнее, строится не либерально-демократический вариант капитализма, а латиноамериканский, который, к сожалению, как показывает опыт латиноамериканских стран, менее эффективен, чем либеральная модель. В области экономики в этих странах мало добросовестной конкуренции, а социальной сфере нарушаются принципы социальной справедливости. 



Список использованной литературы



  1. См. Сравнительное конституционное право. М., 2002. С. 176.
  2. Дорощенко Е.Н. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. 2001. С. 20.
  3. См. фон Бевентер, Э. фон, Хампе Й. Основные знания рыночной экономики. М.: Республика. 1993.С.З.
  4. Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М. Руссико – Ордынка. 1993. С. 334.
  5. См. Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М: «Дело». 1993. С. 66.
  6. М uller-Armak A. Soziale Marktwirtschaft (Hrsg) Handworterbuch  der   Sozialwissenschaften. Bd. Stuttgart u. A.  1956 
  7. Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М. Руссико – Ордынка. 1993. С. 128.
  8. См. там же. С. 72.
  9. См. Хайнц Ламперт. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М. «Дело». 1993. С. 68-69.
  10. Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М. Руссико – Ордынка. 1993. С. 307-308.
  11. См. фон Бевентер, Э. фон, Хампе Й. Основные знания рыночной экономики. М.: Республика. 1993. С. 80.
  12. Хайнц Ламперт. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М. «Дело». 1993. С. 307-308.
  13. См. Фридмен и Хайек о свободе. САТО.   1985.С. 31
  14. См. фон Бевентер, Э. фон, Хампе Й. Основные знания рыночной экономики. М.: Республика. 1993. С. 82.
  15. Там же. С. 84


Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать