Байланысқа арналған телефондар:
» » Проблемы Образовательной системы Казахстана

Проблемы Образовательной системы Казахстана

02 май 2019, Четверг
6 547
1

О некоторых проблемах образовательной системы РК

Булекбаев С.Б.

д.филос.наук, профессор

Каз УМО и МЯ им. Абылай хана

Важным недостатком в сфере образовательных реформ, на наш взгляд, является недооценка, духовно-нравственных проблемы современной молодежи. В своем Послании народу Казахстана еще в 2011 году Президент РК указывал на отсутствие воспитательных элементов в нашей образовательной системе и на настоятельную необходимость ее включения. Эти просчеты результат не только разрушения советской общественной системы, но и результат проводимой политики в области образования, в частности и школьной и вузовской политики. Здесь имеется в виду то, что под лозунгом "деидеологизации" в школе была отринута система ценностей, характерная для социализма, но и в тоже время новой привлекательной системы ценностей для средней и высшей школы не разработана, новые воспитательные компоненты не вплетены в образовательную систему. К этой же мысли, к тем же проблемам Президент вновь обратился и в своей недавней программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". В ней он уже прямо ставит вопросы о нашей исторической, культурной и национальной идентичности, о ценностях и культурных кодах, разделяемых всеми членами общества. Вопросы формирование новых смыслов и образов будущего, которое мы созидаем.

На наш взгляд, обращение к этим проблемам было вызвано тем, что в наших вузах, в последние годы под флагом специализации шло целенаправленное сокращение гуманитарных дисциплин. На деле забывая о том, что вуз готовит не только специалиста, но и личность, чья жизнь социально значимо для общества, а также и гражданина, ответственного за судьбу страны. По существу, чиновники МОН и руководители вузов начали забывать, что главная задача образования это не только «формирование компетенций», но и формирования развитой, творческой личности, гражданина, ответственного за будущее Казахстана.

Возможно, среди главных причин, породивших в последнее время серьезные политические риски в нашей стране это недооценка властями роли гуманитарных наук в системе образования и воспитания. Недопонимание того, что эти науки формируют мировоззрение человека, его духовность, систему ценностей, без которых человек превращается в пассивный объект манипуляции.

В образовательных реформах не учтено, что в процессе строительства нашего капитализма произошла своеобразная подмена понятий. Оно состоит в том, наше общество, стремясь построить рыночную экономику, на деле построило рыночное общество. Распространило рыночные отношения в

те сферы, где они не должны быть, в частности, в сферу государственных институтов, образования, культуры, которые по своей природе и сути призваны выражать интересы общества, народа, коллектива, а не выгоды бизнеса, предпринимателя.

В силу тотальной рыночнизации нашего общества, изменились ценностные представления и ориентиры нашей молодежи. И менялись они не в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют серьезные социологические исследования. К примеру, если в начале 90-х годов, идеалом молодых ребят были рэкетиры, а для девочек проститутки, то в двухтысячные годы идеалом были уже банкиры и предприниматели, артисты и космонавты, что касается сегодняшней молодежи, то она уже хочет быть чиновником. Это говорит о том, что в нашем современном обществе должность чиновника становится престижной и высокооплачиваемой, последняя, конечно, не только за счет государственного жалованья.

Отсюда следует, что вузовские программы должны включать комплекс общественных дисциплин, которые формируют мировоззрение личности, их духовные и нравственные ориентиры молодых людей, которым предстоит дальше жить и развивать свою родину. Нельзя рассматривать образовательную систему без учета политико-идеологических ориентиров. Специалисты, подготовленные в нашей стране должны служить нашему обществу, нашему государству, хотя бы за то, что они получили специальность за счет государства. Другими словами, все вышеуказанные проблемы с нашей молодежью порождены тем, что наша образовательная системы все более и более становится сферой коммерции, сферой бизнеса, для которой нужен узкий специалист, обладающий определенными компетенциями, а во-вторых, формирование развитой личности, патриота – это лишняя трата денег, лишние штаты, лишние часы. Короче говоря, формирование духовных ценностей, морали и т. д. это не выгодное для бизнеса приложение денег. Несмотря на эти тенденции в отечественном образовании программная статья нашего Президента о Модернизации сознания вселяет некоторые надежды на то, что будут внесены коррективы в образовательную систему казахстанского общества. Здесь мы имеем в виду о совершенно очевидной недостаточности воспитательных элементов в нашей образовательной системе и настоятельная необходимость ее включения.

На наш взгляд, здесь речь должна, прежде всего, идти об общем изменении статуса образовательной сферы в системе общественного производства. Она должна стать приоритетной, т.е. притягательной при выборе профессии. Быть высоко оплачиваемой и высоко престижной как в Сингапуре или в Финляндии. В Сингапуре, к примеру, будущие учителя проходят отбор в 4 этапа, включая проверку способности и пригодности к педагогике. Проходит это испытание, как правило, только 1 из 6 кандидатов. В Финляндии с 2007 года отбор на право быть учителем состоит также из 4 этапов, два из которых проверяют пригодность к преподаванию. Это

испытание выдерживает только 1 из 10, когда на одну должность педагога претендуют от восьми до четырнадцати претендентов. Без такой подвижки в ценностях, поднятия статуса учителя ничего путевого, кардинального у нас не получится. Отсюда следует, что нужно менять приоритеты. Это нужно обосновать и доказать, в первую очередь тем, кто решает такие судьбоносные для страны кардинальные проблемы - Парламенту, правительству.

На наш взгляд, сегодня будущие учителя должны иметь не только диплом об окончании вуза, но и пройти тест на определение склонности к работе с детьми. Надо отметить, что это давно уже стало нормой в странах, имеющих высокую результативность школьного образования. Во-вторых, образование не должно быть делом только МОН, государства или частников, а должно быть и делом всего общества, т.е. общество должен иметь свои узаконенные права на управление и контроль образовательным процессом, только тогда у общества появиться реальная ответственность за этот участок.

В-третьих, образование не должно быть только просвещением, но и умением делать своими руками конкретные дела или своим умом решать серьезные практические и теоретические задачи. Образование по большому счету должно стать процессом, которое выявляет заложенные в человеке его потенциальные способности и задатки. Отсюда главная задача образования это не только «формирование компетенций», а формирования развитой, творческой личности и хорошего специалиста.

В-четвертых, обучение должно проходит не только через память или сознание, а должно пройти через чувства, сердце. Образование в семье, в детском саду, школе, вузе и т.д. должен иметь общую концептуальную основу. Это должно быть система, где каждое звено в цепи делает свое дело, но в одном ключе. Для этого должна быть разработана глубоко продуманная, основанная на лучшем отечественном и зарубежном опыте, рассчитанная на десятилетия, с ожидаемыми результатами воспитательная система. Таковой программы у нас, к сожалению, нет. Она должна быть разработана. Такое требование вытекает из вышеуказанной программной статьи Президента РК. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"

В-пятых, образование и воспитание должно работать в одной связке. Воспитание должно быть вплетено в образовательный процесс. Оно должно пробудить дух, волю, интерес учащегося служению нации, направить его энергию в созидательное русло. В истории есть множество примеров, когда государство сознательно пробуждало, организовывало и направляло эту энергию в пользу государства. К примеру, Южную Корея, которая позиционирует себя как маленькое, но древнее государство. В этой стране, уже с детского сада ребенку говорят: ты родился корейцем. Ты родился в стране с великой древней историей. У нас было славное прошлое. У нас могучие традиции, религия. Ты должен знать и помнить свою историю. Ты должен гордиться тем, что ты Кореец. Но у нас маленькая территория, у нас

нет полезных ископаемых, поэтому мы должны надеется на свой «Ум», на свои Знания. Знания способны компенсировать отсутствие богатых природных ископаемых. Более того, ты должен обогнать и превзойти другие народы.

В-шестых, ни одно государство не может нормально развиваться при отсутствии положительной системы ценностей, объединяющей ее членов. Нация, лишенная своих ценностей, превращается в толпу или хуже - в гигантскую банду. Совершенно очевидно, что одно из первых мест в формировании ценностей народа принадлежит образованию. Отсюда не случайно, что Президент постоянно ставит задачу усиления роли воспитания в образовательном процессе. Он прав, поскольку совершенно очевидно, что без определенного уровня морали общество обречено на разложение и загнивание, а любые призывы к реформе образования останутся информационным шумом.

Кстати, и в своей программной статье о модернизации сознания Президент ясно заявил: «Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Особое отношение к родной земле, её культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».

Также это важно для Казахстана, и в контексте определения ее исторической, культурной и национальной идентичности. Последнее возможно лишь тогда, когда ты знаешь свою историю, свои истоки и свои корни. В этом плане и недавняя статья Президента «Семь граней Великой Степи…» не случайно нацеливает казахстанцев на изучение своей реальной истории, своей культуры и цивилизации, знание которой очень важна как в плане формирования своей национальной идентичности, так и в плане патриотического воспитания тюркской молодежи, поскольку патриотизм, любовь к своей Родине, Отчизне возникает всегда, как правило, на основании признания, уважения и чувства гордости за свой народ.

В-седьмых, необходимо помнить, что специализированное образование оставляет в тени нравственную сторону воспитания, оно не направлено на раскрытие сущностных сил человека, его внутреннего богатства. С другой стороны, специализированное образование старалось понять реальность, разбивая ее на различные дисциплины и отделяя процесс понимания от действия. Но в настоящее время все в большей степени любая проблема требует знания по целому ряду дисциплин. Способность видеть ситуацию в целостности и взаимосвязи ее составляющих частей является важнейшим, действительно необходимым способом доступа к знанию и ликвидации разрыва между знанием, как абстрактным обобщением (типично учебный подход) и реальностью условий человеческого существования.

В-восьмых, образование, наука и производство должно рассматриваться как единый целостный процесс. Это важное условие и предпосылки их развития. Хорошим образчиком гармоничного развития этой триады является

американская система образования. Там при университетах находятся научно-исследовательские институты и центры, которые в свою очередь работают на американское производства, то есть выполняют заказы на новые научные разработки американской промышленности. В вузах преподают ученые, которые реально «делают» науку. Отсюда высок образовательный уровень и востребованность их выпускников. Наука делается тогда, когда есть ее востребованность в производстве, а в производстве она будет востребована лишь тогда, когда есть реальная конкуренция. Вне этого, то есть, без конкуренции товаров и услуг, без ее потребности в производстве, в экономике и других сферах общественной жизни, желание развивать науку вне необходимой связки в виде органически связанной между собой триады – «образование – наука - производство», вряд ли можно успешной.

В-девятых, духовно-нравственные проблемы современной молодежи - результат не только разрушения советской общественной системы, но и результат проводимой политики в области образования, в частности и школьной политики. С одной стороны, под лозунгом "деидеологизации" в школе была отринута система ценностей, характерная для социализма. С другой стороны, в процессе преподавании литературы возобладала установка анализировать, осмысливать и переживать не ее великое нравственное содержание, а главным образом художественные особенности. Из мощнейшей прикладной этики, из средства воспитания души литература, как и другие предметы, превратилась в поле натаскивания на ЕНТ, а в России на ЕГЭ.

в-десятых, в результате введения тестовой системы учета и проверки знаний в образовательной системе РК, в частности ЕНТ, многие из выпускников не умеют увязывать теоретические положения с реальной действительностью, грамотно писать, логично мыслить и свободно излагать свои мысли. Наибольшую лепту в эти издержки внесло ЕНТ (Единое Национальное Тестирование), когда старшеклассники фактически не изучают основные школьные предметы, а лишь зубрят те 3-4 предмета, по которым они будет сдавать ЕНТ, так и тотальная тестовая сдача экзаменов в учебных заведениях, которая практически отучает студентов нормально думать, писать и мыслить, особенно по гуманитарным дисциплинам. По некоторым источникам тестовая система сдача экзаменов впервые, была придумана в свое время французами для колониальной Африки, полагавшим, что африканцы настолько тупы, что они могут отвечать лишь на вопросы «да» и «нет». В этом плане, к великому сожалению, кредитная система обучения ведет западный мир и теперь и нас к такой примитивной системы обучения, которая отучает человека думать, размышлять и находить ответы. Действительно, как можно на основе тестов научит студента мыслить, к примеру, по таким предметам, как философия или логика.

В этом плане примечательно выступление профессора Народного университета имени Мао Цзэдуна КНР Цзинь Сычжаня, который 25. 02.

2019года выступая перед студентами МГТУ им. Баумана на конференции «Современные проблемы науки и образования» назвал единый государственный экзамен «главной угрозой развитию технологии в России» и «величайшей диверсией Запада». Из его анализа видно, что страны, которые придерживаются традиционной системы экзаменов в средней школе, демонстрируют уверенный рост уровня подготовки выпускников в среднем на 3% в год, таким образом за 30 лет качество образования там выросло почти вдвое. В то же время страны, в которых была введена тестовая оценка знаний учащихся, аналогичная ЕГЭ, демонстрировали сначала медленный, а потом лавинообразный обвал уровня знаний выпускников. Согласно его докладу, в России падение качества образования за последние 10 лет составило более 61%. За аналогичный период в китайских школах, где ЕГЭ введён не был, этот показатель повысился на 39%. «Это, по мнению профессора, не просто катастрофа, это верный путь к уничтожению. В Советском Союзе у вас была лучшая в мире система образования и проверки знаний учащихся». Это, на наш взгляд, в полной мере относится и к Казахстану, его образовательной программе, принятой и реализуемой в последние годы.

Действительно, если Советский Союз по уровню ориентации на духовные ценности был среди мировых лидеров, то в настоящее время примерно вдвое отстает от социальных государств Европы. Думается, что подобное положение негативно влияет не только на общий культурный уровень казахстанского общества, но и на весь механизм трансляции социального опыта. В этом плане можно четко видеть, что такие негативные тенденции особо явственно проявляются после принятия нашим государством Болонской образовательной системы. Здесь имеется в виду то, что на ее основе появились учреждение нового типа, предлагающие короткие программы. В результате чего:

- сокращается объем знаний;

- в основном даются реально прикладные знания;

- не даются ни фундаментальные, ни духовные, ни

эстетические знания;

- в новой технологии личный контакт студента с преподавателем сводится к минимуму.

При этом доминирующим становится непрерывное образование, которое поставлено на службу рынка. Ее цель не развития духовно уровня личности, а успех на рынке труда. В результате чего в такой образовательной системе утрачиваются элементы культурно-исторический идентичности, присущий к каждому народу.

В - одиннадцатых, с разрушением советской системы внедряется элитарная система образования - точнее, двух систем: одна должна обеспечить богатым людям возможность учить своих детей в элитных школах и вузах либо за границей; другая - научить так называемый простой народ, говоря словами Пушкина, "чему-нибудь и как-нибудь". Элитарная

система образования осуществляется во многих странах, в том числе и США. Несколько лет назад на ее, то есть элитарную систему обрушился в то время самый богатый человек на планете Билл Гейтс. Он в своем выступлении, на заседании Ассоциации губернаторов США (NGA), посвященном поиску путей улучшения школьного образования в национальном масштабе в феврале 2005 года заявил: "...если мы признаем, что дети из семей с низкими доходами или принадлежащих к этническим меньшинствам лишены возможности получить качественное образование, то этому может быть только два объяснения: либо они не способны учиться, либо мы считаем, что их и незачем учить. Первый аргумент не соответствует действительности, второй аморален".

В-двенадцатых, включение в систему образования дисциплины, которая бы знакомила молодежь законами и принципами достижения успеха, путями и методами правильной постановки целей, задач, а также знакомить методами и способами их решения; Эта дисциплина должна основываться на обобщения опыта людей достигших в жизни большого успеха. Прекрасным образчиком в этом плане являются книги Н. Хилла, который обобщил опыт успеха пятисот выдающихся американцев и на основе этого вывел принципы, законы, а потом и формулу успеха. Десятки и сотни тысяч людей, познакомившиеся с книгами Н. Хилла достигли выдающихся результатов.

В-тринадцатых, в образовательной системе должна быть ясная и конкретная градация целей. Не оспаривая значимости абстрактной высшей цели образования о всестороннем развитии человека, о раскрытии и выявлении его потенциальных способностей и возможностей человека, на наш взгляд, необходимо конкретизировать и ранжировать цели и задачи в процессе преподавания. К примеру, какие образовательные, профессиональные, воспитательные цели ставятся конкретно и для каких групп. Понятно, что воспитательные задачи являются общими для всех.

В- четырнадцатых, нужно проанализировать и обобщить богатейший опыт народов, успешно решающих проблемы воспитания. В первую очередь, китайцев, евреев, корейцев и, естественно, опыт своего народа, который недостаточно используется нашим обществом. Воспитание дело конкретное. На это приходится обращать внимание потому, что у нас, в Казахстане вопрос о воспитании молодежи в государственном плане даже поставлен. У нас нет даже выработанной государственной системы, Концепции воспитания молодежи. Концепции, Системы, которая сегодня закладывая в мировоззрение современной молодежи определенные ценности, и ожидает получить результаты через десять и более лет. Воспитание по большому счету сводится к помпезным и пышным разовым мероприятиям.

В - пятнадцатых, наконец, проблемы финансирования науки и образования. По мнению аналитиков, достаточно высокий образовательный уровень в последние десятилетия стран Юго-Восточной Азии как Япония, Корея и

Китай вызван тем, что для бурно развивающей обрабатывающей промышленности этих стран потребовались высокопрофессиональные кадры, способные создавать товары, выдерживающие высокую конкуренцию на мировом рынке. Самым свежим примером огромного вклада в образовательную систему, в частности в науку, может служить наш восточный сосед - Китай. По мнению профессора Селищева, заработная плата китайского профессора уже сегодня значительно выше, чем у российского коллеги. Кстати, нужно сказать, что китайское руководство, в данном случае использовало метод советского руководства, инициировавшего беспрецедентное повышение должностных окладов работников науки в труднейший для страны первый послевоенный год. В СССР уже с 1 апреля 1946 г. месячный оклад полного профессора был устанавлен в размере 3,5—5 тыс, рублей (в зависимости от стажа работы) при средней месячной заработной плате в народном хозяйстве СССР 440 рублей и средней оплате труда колхозников 150 рублей. Целью такого решения было создание заинтересованности у талантливой молодежи интереса для работы в научных учреждениях, прежде всего обслуживающих нужды ВПК. Как известно, уже в 1956 году советская система образования вышла на третье место в мире по коэффициенту интеллектуальности.

В контексте этих данных нелишне поинтересоваться, сколько вкладывает в науку наше государство? Сколько в среднем получает доктор наук, профессор? В среднем, сколько процентов из годового бюджета вкладывают развитые страны на развитие науки? Согласно отчету ИРЧП по параметру развития человеческого капитала в 2009 году Казахстан находится на предпоследней ступени. Это 82 место среди стран с высоким уровнем Индекса человеческого развития, расположившись между Маврикием и Ливаном. По сравнению с 2008 годом Казахстан спустился на 1 позицию. Эти данные однозначно свидетельствуют о неэффективности усилия государства в развитие человеческого капитала в Казахстане.

Согласно оценкам экспертов ИРЧП, если расходы на науку составляют менее 1% от ВВП – страна не может считаться конкурентоспособной. В этом плане развитые страны, например, как Швеции вкладывает на науку 3,7%, Япония – 3,01%, США – 2,63%, Германия – 2,38%. Если сравнить расходы на науку в расчете на душу населения, то Казахстан, по данным ИРЧП на 2006год тратил на науку 13долларов. Эта цифра почти в три раза меньше, чем даже в Мексике, которая тратит на науку 36долларов. Что касается вложений США, то ее расходы на НИОКР составляли на 2006 год 991 доллар на одного человека. Увеличение расходов на образование в РК в последние годы были не столь существенны и вряд ли могут кардинально улучшить ситуацию в нашей республике. К примеру, в стратегическом плане МОН РК о19 февраля 2011года отмечается, что в Казахстане расходы на научные исследования из бюджета составляют 0,22% от ВВП. А в 2018 году согласно данным в печати, на науку в РК выделяется 0,17 % от ВВП. По данным ЮНЕСКО мировая экономика выделяет на науку 1,7% от ВВП. Так

что цифры, как мы видим, весьма неутешительны. Более того их трудно комментировать на фоне декларативных заявлениях нашего правителства.

В целом сегодня необходимость реформы образования и науки Казахстана практически никем не оспариваются, в том числе на официальном уровне. Однако у МОН на наш взгляд, до сих пор нет ни ясного понимания ситуации в научно-образовательной сфере, ни внятной программы научно-образовательного прорыва. Много слепого копирования образовательной системы Запада. При реформировании образования, к сожалению, не учитываются действительно хорошие стороны нашей старой образовательной системы. В частности, бывшие в ней цели формирование духовных ценностей. Отсюда не случайна, та резкая критика Президента это министерство за имеющиеся недостатки и требование за короткий срок ее устранения.

Необходимо критически проанализировать имеющийся опыт вплетение в ткань образовательной системы воспитательного компонента. Общепризнано, что высокие показатели в сфере образования, связаны в первую очередь и с высокими успехами в области воспитания, ибо только хорошо воспитанный ребенок понимает роль знаний, и старается учиться хорошо. Здесь образование и воспитание, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие.

Литература

1. Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»; http://mysl.kazgazeta.kz/

2. Н.А.Назарбаева «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке»; https://www.inform.kz/ru/proekt-novoe-gumanitarnoe-znanie-100-novyh-uchebnikov-na-kazahskom-yazyke

3. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/erlan-karin-rasskazal-pochemu-prezident-predpochel-format-315959

4. О роли воспитания в образовательной системе. Материалы международной научно-практической конференции «Инновации современного иноязычного образования: опыт, проблемы, перспективы». Каз УМО и МЯ им. Абылай хана. А. 14 ноября 2013г. (В соавторстве с Булекбаевой Р. У.)

5. О необходимости включения воспитательных компонентов в образовательную сферу. Научный журнал «Дискурс – Пи». Институт философии и права Уральского отделения Российской Академии наук. № 1(14) Екатеринбург . 2014.

6. Образовательная реформа в РК (Аналитический обзор) Общественно- политический журнал. СОТИС, 2015. № 1.

7. Отчет ИРЧП, вроде, 2006г…….

8. См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. – СПб., 1999. Т.2/

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (1)
Прокомментировать
  1. Борте
    Борте Гости 8 ноября 2019
    Согласна с автором статьи.  Как хочется чтобы услышали вас МОН .