Байланысқа арналған телефондар:
» » "Голодомор" в Казахстане устроили не чекисты-коммунисты, а сами казахские баи

"Голодомор" в Казахстане устроили не чекисты-коммунисты, а сами казахские баи

30 июнь 2020, Вторник
3 038
4
"Коммунисты хотели больше зерна, больше скота и, соответственно, больше казахов - рабочие руки им были очень нужны.
 Отсюда и следует, что приписывать им уничтожение казахского хозяйства и геноцид казахов - это бред и абсурд", - историк Дмитрий Верхотуров в интервью StanRadar.com рассказал свою версию событий, происходивших в 30-х - 40-х годах прошлого века в Казахстане.

StanRadar.com: Какие исторические мифы существуют вокруг трагедии голода 30-х - 40-х годов в Казахстане?

- Я бы изменил суть вопроса.
Дело-то не в том, что исторические мифы существуют, а в том, какие они. 
По моему мнению, общество без исторических мифов, в сущности, кратких рассказов об истории, обойтись не может.

Если взять человека обычного, который работает, занят личными и семейными делами, то он вряд ли будет читать пухлые тома исторических трудов, не говоря уже о целых библиотеках.
 Его мнение об истории формируется кратким пересказом, который обычно и называется историческим мифом.

Учебник истории в школе есть сборник исторических мифов.
Это я к тому, что исторический миф - далеко не всегда плохо.

Миф плох, когда он пересказывает историю криво, неверно, а то и заменяет ее чистым вымыслом.
Вот миф о голоде в Казахстане 1930-х годов именно такой. 
Это бред, абсурд, причем оскорбительный для казахов.

StanRadar.com: Почему?

- Как это обычно рассказывается в книгах "голодоморщиков": "приехал в аул уполномоченный, наставил на казахов револьвер и отобрал у них весь скот, да еще и заставил поселиться в месте без воды и кормов, в результате казахи скот отдали и умерли с голоду".

Ну, слушайте, аул в десять юрт - это полсотни человек населения, 15 - 20 взрослых мужчин.
В больших аулах и того больше. 
Что же, они не смогли схватить этого уполномоченного? 
Не догадались напоить аракой, придушить и закопать в степи?
 Ведь казахи-то прекрасно понимали, что без скота им смерть, это был вопрос выживания.

Если во все это верить всерьез, то получается, что казахи - это такие робкие люди, что ограбить их подчистую легче легкого, раз плюнуть.
Беззащитные, не способные за себя постоять. 
Это с какой ненавистью и презрением нужно относиться к казахам, чтобы такое о них рассказывать и еще требовать официально это признать на государственном уровне!

Поскольку у меня такой ненависти и презрения к казахам нет, то я и пришел к выводу, что версия "голодоморщиков" - именно что бред и абсурд, оскорбление целой нации, а в действительности все было совсем по-другому.

StanRadar.com: Что же в таком случае происходило по вашему мнению?

Недавно я провел новое исследование этого вопроса, всегда меня интересовавшего.
Я нашел некоторые важные документы в московских архивах, собрал ранее мне неизвестные материалы в библиотеках. 
Многие знают мою предыдущую книгу "Ашаршылык. История Великого голода".
 Теперь я ее полностью отверг и опроверг; она была неправильной. 
Теперь я написал другую книгу, в которой выдвигаю свою версию, коренным образом отличную от всех других, уже имеющихся.

StanRadar.com: Расскажите Вашу версию событий.

- Во-первых, советские планы по поводу казахов не только не предусматривали никакого геноцида, а, наоборот, ставили планы размножения казахов.
 Мне удалось найти в архиве тот смятый листок папиросной бумаги, на котором этот план был напечатан для Наркомзема СССР.

В нем указывалось, что если в 1929/30 году было 861,1 тысяча казахских хозяйств, то в 1932/33 году их должно было стать 907,3 тысячи.

В то время на казахское хозяйство приходилось в среднем 4,8 человека, так что в 1929/30 году было 4 млн 133,2 тысячи казахов в Казакской АССР, а в 1932/33 году должно было стать 4 млн 355 тысяч.

Причина проста.
На казахов возлагались большие задания: запахать 4,9 млн гектаров земли (40% от всех посевов в КАССР) и содержать порядка 28,5 млн голов из планируемого на 1932/33 год стада в 53,3 млн голов скота.
 На каждого взрослого работника должно было приходится 1,8 гектара посевов и 10,5 голов скота в среднем.

Во-вторых, союзный центр вложил в Казахстан за 1931-1934 годы более 2 млрд рублей, из которых почти 750 млн рублей в сельское хозяйство.

В 1931 году весь доход от сельского хозяйства оценивался в 35,6 млн. рублей, то есть эти вложения были эквивалентны доходу всех сельских работников, и казахов, и русских, за 21 год.
 Москва дала Казахстану, а не взяла - вот что показала статистика.

Так что, коммунисты хотели больше зерна, больше скота и, соответственно, больше казахов - рабочие руки им были очень нужны.
 Отсюда и следует, что приписывать им уничтожение казахского хозяйства и геноцид казахов - это бред и абсурд.

Возникает вопрос, а кто хотел подрыва и уничтожения казахского хозяйства?

StanRadar.com: И кто же хотел уничтожения?

- Байство!
 Казахское байство очень хотело уничтожить коллективизированный казахских аул и кое-чего в этом добилось.

Это заявление, думаю, вызовет взрыв негодования и возмущения.
 Мол, как же, бай был такой хороший, такой благодетельный.
 Однако, мне удалось найти интересную работу - социально-экономическое обследование киргизского аула , проведенное летом 1927 года в отдаленном районе Киргизской АССР, еще не испытавшем ни влияния рынка, ни влияния советизации, так сказать, кочевой аул в его первозданном виде.

Авторы исследования, товарищи Погорельский и Батраков, провели много бесед, опросов, описей хозяйств и скота, сделали подсчеты.
 Они проводили полную аналогию между киргизском и казахским аулами, вплоть до того, что использовали казахские термины (такие как аткамнер, сасык-бай и другие) для описания некоторых явлений в киргизском ауле.

Что они говорили?
 Во-первых, то, что родовые отношения - это россказни баев, ими же сочиняемые для прикрытия свирепой эксплуатации рядовых кочевников и для их разобщения. 
Во-вторых, то, что киргизский манап был сказочно богат и самые богатые из них владели скотом и имуществом более чем на 30 тысяч рублей.

Для сравнения, русский кулак, владевший имуществом на 5 - 6 тысяч рублей, считался очень богатым.
 Кулаки с капиталом 20 - 30 тысяч рублей были до революции и уже фактически были хлеботорговцами. 
Богатейшие манапы в год делали 14 - 15 тысяч рублей дохода, тратили 6 - 7 тысяч рублей в год, в том числе деньгами более чем 600 рублей. 
Аульный пролетариат тратил 37 рублей в год деньгами.

В-третьих, между баями-манапами и рядовыми кочевниками была колоссальная пропасть. 
Положение рядовых кочевников Погорельский и Батраков определяли как крепостничество. 
Но если русские крепостные могли хотя бы теоретически пожаловаться Государю Императору, то киргизский манап вершил весь суд и расправу сам. 
Казахские баи были такие же.

Советская власть рассудила просто: трудящиеся должны работать на советское государство, а не на всякий контрреволюционный элемент.
 Вот на этой почве и возникла острая борьба коммунистов и баев, борьба за господство над трудящимися. 
Байство, поначалу полагавшееся на помощь басмачей, открытую фазу борьбы быстро проиграло.

Коммунисты рубились шашкой и стреляли из винтовок и пулеметов несравненно лучше байских джигитов.
Поняв, что на коммунистов переть им кишка тонка, байство обратило свой гнев на рядовых казахов, которые в основной массе поддержали коллективизацию.
 Еще бы не поддержали! 
Советская власть им дала землю и скот, отчасти отобранные у баев, потом трактора, комбайны, автомобили, стала их учить грамоте и научным методам хозяйства.

Байство убивало этих поддержавших Советскую власть казахов разными способами: прямым террором и расправами, грабежом, иногда под видом скотозаготовок, а также своего рода бактериологической войной - заражением скота заразными болезнями.

Вот последнее - как раз и есть причина резкого сокращения поголовья скота в Казахстане, и мне удалось найти тому прямые подтверждения.
 Коммунисты, столкнувшись с последствиями всего этого, провели против еще оставшихся баев серию тайных карательных операций, с использованием агентов, и истребили их почти полностью, так, что примерно с 1934 года байство исчезает из анналов казахской истории совершенно.

Я также подсчитал, что жертвами этой борьбы стало около 650 тысяч казахов, а никакие ни миллионы. 
Подсчет был сделан по корректной методике и весь он приведен в моей новой книге, со всеми другими положенными ссылками и фактами.

Как появился миф о "голодоморе или геноциде" казахов?

"Голод в изложении "голодоморщиков" стал чуть ли не единственным историческим событием, который соединял казахов", - историк Дмитрий Верхотуров рассказал свою версию событий 30-х – 40-х годов прошлого века в Казахстане.


StanRadar.com: Чем обусловлен интерес к теме голода в Казахстане особенно среди политиков?

- Само по себе появление мифа о "голодоморе" в Казахстане или "казгеноциде", как я его называю, объясняется идеологическими причинами.

Во-первых, став независимым, Казахстан стал нуждаться в идеологии. Но не советской, хотя Республика Казахстан прямо произошла от Казахской ССР.
 Казахстан должен был стать казахским в националистическом смысле. 
Отсюда и пошли все эти пляски вокруг Алаш-Орды, пошло все очернение советского периода казахской истории.

Во-вторых, для казахской нации нужна история, ее сплачивающая и объясняющая ее существование и ее права на что-то.

Однако, как хорошо известно, казахи были разделены на роды и жузы, далеко не всегда объединявшиеся.
Государство им дали чингизиды, а потом был длинный период пребывания под властью Российской империи.
 Из такого национальную историю нужного покроя не скроить.

Вот и оказалось, что голод в изложении "голодоморщиков" стал чуть ли не единственным историческим событием, который как-то казахов соединял.
Мол, предки столичного бастыка и аульного казаха, между которыми социальная пропасть, одинаково страдали. 
Ну и казахи имеют сейчас Казахстан не потому, что им товарищ Сталин щедро нарезал земли и дал им статус союзной республики, а потому, что это типа компенсация за "геноцид" - так это можно вывести из мифа о "казгеноциде".

StanRadar.com: Почему это все стало теперь столь популярно и так активно пропагандироваться?

- Видите ли, первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пытался увлечь казахов идеями построения блестящего будущего, чтобы достижениями современности затмить все, что было до этого. Поэтому он и не давал хода этому мифу, хотя он появился еще в конце 1980-х годов. Но блестящее будущее не удалось, это уже теперь ясно.

Теперь у них выбор: или признать Сталина создателем Казахстана, или напирать на "казгеноцид".

Казахские нацпаты сделали свой выбор, в расчете на то, что их пожалеют, поддержат их претензии к России и попытки срубить с нее компенсации.
 Остальное казахское общество еще колеблется или отмалчивается.

StanRadar.com: Как Вы оцениваете текущий процесс – это переосмысление истории или ее намеренное искажение?

- Рассмотрев то, как это миф родился, я пришел к однозначному выводу, что это грубое извращение истории, по-сути, замена настоящей истории, весьма интересной и захватывающей, на чистый вымысел.
 Причем сознательное, умышленное.

Академик Манаш Козыбаев, который руководил всей этой стряпней на рубеже 1980-х и 1990-х годов, все же достаточно хорошо знал историю Казахстана, чтобы понимать, что "голодомор" - чистая фикция и выдумка.

Достаточно сказать, что он был главным редактором Казахской Советской энциклопедии.
 Он, должно быть, полагал, что политические интересы это все оправдывают.

Однако, первый президент Чехословакии Томаш Масарик, первоклассный историк, однажды сказал: "Великое не может быть великим, если оно ложно".
 Ложное - не великое, ложное - низкое, мерзкое и постыдное.

Утверждать, что казахи отдали весь свой скот и потом умерли от голода, как это делают "голодоморщики", это неописуемая мерзость, это оскорбление казахов и клевета на них.

По-моему, это все, что должно сказать о мифе о "казгеноциде".

StanRadar.com: К чему может привести планомерная работа по искажению и переписыванию истории?

- Как я уже однажды говорил в одном интервью, подобное представление об истории Казахстана насаждает острую вражду между Россией и Казахстаном.
Коммунисты дали землю и скот всем казахам, построили мощную промышленность, железные дороги, города.
 За это положено благодарить.

Казахи не умели жечь каменный уголь, их глинобитные печки таяли от угольного жара.
Если бы не русские, то казахи просто исчезли бы с лица земли, как и многие народы, которым не повезло с соседями. 
Россия не выставляла за это счетов и никогда не выступала против казахской независимости и суверенитета. 
Но вот это обвинение в геноциде - это уже за гранью, это черная неблагодарность. 
Они что, и вправду хотят быть врагами России?

Сейчас обстановка в мире сильно нагревается, и от былого благодушия уже не осталось и следа.
 Возникает вопрос - кто друг, а кто враг?
 Не на словах, а на деле. 
В России этот вопрос так или иначе будет поставлен и решен.

Справка StanRadar.comДмитрий Верхотуров - историк и писатель. Автор более 20 книг: "Ашаршылык. История Великого голода", "Сталинская индустриализация", "Сталинская коллективизация. Борьба за хлеб", "Подземные заводы Третьего Рейха", "Группа советских войск в Германии. 
50 лет на грани ядерной войны". Занимается военно-политическим анализом современной международной политики. 
Специализируется на изучении плановой и военной экономики ХХ века.

источник: https://varjag2007su.livejournal.com/6912541.html
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (4)
Прокомментировать
  1. Гульмира
    Гульмира Гости 4 июля 2021
    Ваша статья сплошное вранье и оправдание тех безчинств которые столетиями происходили на территории Казахстана со стороны российской империи, большивиков и советской власти. Продуманная одновекторная политика в отношении тюркоязычного населения. Не нужно лезть в нашу историю. Раньше казахов даже не допускали к изучению своей истории, тюркологов не было. За то пачками штамповали тюркологов  не тюрков. Уничтожали культурные памятники, кургана, древние города и остатки письменности. На руинах создавая  новую историю. Не морочьте
    1.  молодым голову. 
  2. Айнұр
    Айнұр Гости 3 сентября 2021
    Моя бабушка была дочь бая. Его отца с братьямис их семьями и его самого 7сынавями убили больщевики из за табун лощадей. Бабушку чтоб спасти 3летнюю убегая от солдатов схватил только её. А 7 мальчиков не мог. Скитаясь от голода он свою дочь оставил найманам скитавшись в китай он сам за семьёй ушел и не вернулся. Бабушка всю жизнь искала свою родню. Все что она могла её отца зову Қанапия и 7братьев умерли. А у отца 2братьев с семьями тоже с детьми умерли. Никого из родственников не остались. Её папин родственники удочерили вырастили. По маминой линии у дедушки 4 дочери умерли жена. Спаслись тоже скитаясь в китай. Там тоже по нормам ели кушали в центре. Моей бабушки зову Шарбану. А дед Рамазан 1905гр умер в 1978г. Бабушка в 1994году умерла. Во время голода ей была 3-4лет. Голодали. Этот автор врун откуда такая сказку находите. 
  3. Мадина
    Мадина Гости 11 августа 2022
    Что за бред! И это историк??? Читать противно. 

  4. Karima
    Karima Гости 2 декабря 2022
    ТЫ КТО ТАКОЙ ДМИТРИЙ ВЕРХОТУРОВ ???? ТЫЫЫЫ!!! КТО ТАКОЙ??????  ГОВОРИТЬ ЧТО  ТО ЧТО ПЕРЕЖИЛА МОЯ РОДНАЯ БАБУШКА, " ГОЛОЩЁКИНСКИЙ ГОЛОДОМОР" И ОСТАВШАЯСЯ В ЖИВЫХ- АБСУРД!??? ТЫЫЫЫ КТО ТЫ ТАКОЙ??? ЗАКРОЙ СВОЙ ПОГАНЫЙ РОТ И НЕ СМЕЙ ОБСУЖДАТЬ ВЕЩИ В КОТОРЫХ ТЫ НЕ СВЕДУЩЬ. ЗА ТАКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О ЧУДОВИЩНОМ ГЕНОЦИДЕ МИРНОГО НАРОДА , - МОЕГО НАРОДА-НАЗВАННЫМ ТОБОЙ- АБСУРДОМ ЗА ТВОИ " РАЗГЛОГОЛЬСТВОВАНИЯ С УМНЫМ ВИДОМ" О МОЕЙ ЛИЧНОЙ ТРАГЕДИИ,  ТРАГЕДИИ, ГОРЯ, СЛЁЗ И МУК МОЕГО НАРОДА Я БЫ ТЕБЯ ПРИВЛЕКЛА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПОСАДИЛА, ЧТОБ ДРУГИМ НЕ ПОВАДНОБЫЛО " ЯЗЫКАМИ КЛАЦАТЬ",