Байланысқа арналған телефондар:

О Религии

02 май 2019, Четверг
2 692
0

УДК 37.018.46


Бөлекбаев С. Б. 

Абылай хан ат. ҚазХҚ және ӘТУ 

ф.ғ.д., проф.

ҚазақстанАлматы

e-mail: sagadi58@mail.ru


Булекбаев С. Б. 

КазУМОиМЯ им. Абылай хана 

д.ф.н., проф.

Казахстан, Алматы. 

e-mail: sagadi58@mail.ru


Bulekbaev SB

КазУМОиМЯ им. Абылай хана

d.ph.s., prof.

KazakhstanAlmaty

e-mailsagadi58@mail.ru


ҚР діни ағартушылық туралы мемлекеттік бағдарлманың қажеттілігі


О    необходимости   государственной  программы

религиозного просвещения  для РК


Essentiality of the government program
  about religious education in the Republic of Kazakhstan


Түйін

         Бұл мақалада Қазақстан Республикасында діни ағартушылық туралы мемлекеттік бағдарлама қалыптастырудың қажеттілігі негізделеді. Автордың пікірінше, аталмыш бағдарламаның өзектілігі мен қажеттілігі Қазақстандағы діни жағдайдың қииындығы мен қазақстандық қоғамның діни сауатсыздығынан туындап отыр.

Кілт сөздер: дін, тәрбие, діни ағартушылық, мемлкеттік бағдарлама, діни экстремизм, ұлттық қауіпсіздік.

Резюме

В данной статье обосновывается необходимость создания государственной программы религиозного просвещения в РК. Необходимость такой программы, по мнению автора,  диктуется сложность религиозной ситуации в Казахстане, вызванной в немалой степени религиозной безграмотностью казахстанского общества.

Ключевые слова: религия, воспитание, религиозное просвещение, государственная программа, религиозный экстремизм, национальная безопастность.

Abstract

      This article is considered to the necessity of creating a state program of religious education in Kazakhstan. The need for such programs, according to the author, is dictated by the complexity of the religious situation in Kazakhstan, caused largely religious illiteracy Kazakh society.

Keywords: religion, upbringing, religious education, state program, religious extremism, national security. 

Анализ   религиозной  ситуации в постсоветских странах  и  Казахстана, однозначно показывает, что власть и политические институты этих стран  не только  неадекватно реагирует на новые вызовы и угрозы, но и, как правило, серьезно недооценивает их новую суть. 

Отмечая эти моменты,    российский политолог и депутат Госдумы Р. Шайхутдинов, совершенно справедливо  пишет: “Среди угроз власти, которые способна “различить” и выявить сегодняшняя власть, есть только материальные угрозы: нарушение территориальной целостности, диверсии и саботажи, угроза военного нападения или пограничных конфликтов, экономические угрозы и т. п… Огромное количество “нематериальных угроз”, связанных с политическими институтами, с населением и его сознанием и ментальностью, с символическими и коммуникативными формами, с интерпретациями и чужим экспертированием, остаются вне зоны внимания власти, прессы, политтехнологов».

Наглядным образчиком подобной недооценки угроз  особенно в сфере религии, наверное, можно служить  и  власть Казахстана  с  ее политическими институтами,  которые  до недавних   трагических событий, произошедшие в нескольких областях Казахстана  не проявлял глубокого системного  внимания религиозной ситуации в стране. Да и после событий, связанных с религиозным экстремизмом, повлекших за собой человеческие жертвы, на наш взгляд, к сожалению глубокого анализа произошедших событий, трезвой оценки, и разумных предложений   по исправлению ситуации до сих пор мало, как с точки зрения  наших аналитиков и экспертов, так и со стороны властей.     Власть    в борьбе с религиозным экстремизмом особенно после этих событий, в основном пытается бороться  с ним,   опираясь   на традиционные  запретительные меры  большевизма. Запретить, наказать или посадить.  На наш взгляд борьба с этим опасным явлением  должна строиться на глубоком  понимании этого опасного явления. Выявления ее  сущности, причины ее появления в нашей стране и  выявления ее  социальной базы в нашем  обществе

Серьезную   обеспокоенность власти  и  общественности вызвали события связанные с религиозным экстремизмом, повлекшие за собой   человеческие жертвы, говорит известный узбекский ученый - востоковед, доктор исторических наук профессор   Б.  М. Бабаджанова.  По его мнению, такие события не могут не вызвать  обычных в подобном случае традиционных  вопросов. Кто виноват  и что делать?     На наш взгляд, борьба с этим опасным явлением  должна строиться на глубоком  понимании этого феномена, то есть выявления ее  сущности, причины, социальной базы.  По общему признанию, важнейшей причиной массового увлечения, религиозно – экстремистскими учениями,  является в первую очередь  религиозная безграмотность нашего общества, особенно молодежи в понимании сути ислама.   В современном мире фундаменталисты от религии, очевидно, не опасны сами по себе. Опаснее то, что их идеология становится основой агрессивных представлений тех, кто берет в руки оружие, надевает т.н. пояса шахидов, презирает и объявляет вне шариата тех мусульман, кто следует национальным традициям, толерантен к «иноверцам» и т. п.   Это особенно опасно сегодня, когда информационные и коммуникационные возможности неизмеримо выросли и  поэтому    страна открыта всем внешним влияниям, в первую очередь религиозно-идеологическим. 

Поэтому вполне закономерно, что   многие люди, анализирующуюся сложную религиозную ситуацию в Казахстане,   приходят к общему выводу,   что в нашей стране  уже   давно назрела необходимость создания масштабной долгосрочной государственной программа по религиозному воспитанию. Программе, которая бы основывалась на духовных основаниях, культуре, психологии и  особенностях наших этносов. Программе, которая основывается на основе ментальности и религиозных предпочтений нашего народа. Программе, которая даст возможность объективно и непредвзято посмотреть на  великие религии, в частности ислам,   понять основы  его вероучения, менталитет и культуру мусульман. Сегодня очень важно понимание властью того, что проблема ислама и взаимоотношения цивилизаций и культур являются главными инструментами обеспечения стабильности  и безопасности  не только  во всем   мире, но и в нашей республике.   Поэтому бережное и внятное изложение   опыта и содержания исламской духовной истории и их вписывание в контекст культурной жизни нашего общества не только полезны, но и, несомненно, будут востребованы политическими и общественными силами нашего общества, которые хотели бы не только выздоровления нашего общества, но и политического возрождения. Говоря словами известного российского религиоведа Ю. А. Михайлова, наши верующие  не на словах, а на деле должны ощутить живой интерес к ним со стороны государства, которому пора, наконец, уяснить, что в поле его конституционной ответственности, как государства светского, должны бы оказываться и дела религиозные, когда речь заходит о защите духовного здоровья граждан от всякого рода бацилл в религиозной оболочке. 

В данной статье мы позволим себе более подробно раскрыть его концепцию религиозного просвещения, предложенной российскому обществу,   в его известной  книге «Пора понимать Коран».  На наш взгляд, такая программа   очень актуальна   и для нашего общества, особенно в связи с непростой религиозной ситуацией в нашей стране.  

Согласно ученому,  власти давно пора позаботиться тем, чтобы у верующих был выработан стойкий иммунитет к агрессии на почве веры. Способ профилактики таких недугов, по мнению ученого,  известен — духовная вакцинация населения. Наиболее эффективное средство — просвещение.  Очень важно сегодня  через грамотное просвещение раскрыть  мировоззренческие, духовно-нравственные, социальные и  научные основания  мировых религий. Этим  самым будет сделан решительный шаг к искоренению самой возможности вызревания в отечественной    молодежной среде экстремистов или террористов.     

Общепризнано, что великие религии обладают не только духовно-этическим смыслом, но и огромным научным социальным и научным смыслом. Вызывает сожаление только то, что образовательный уровень  нашего духовенства, особенно, представителей ислама, недостаточно высокий. Очень часто уровень   проповедей и богослужения  наших мулл сводится к тому, чтобы  либо прочитать Коран, либо  провести «Жаназу». Настоящий смысл этой  великой религии, полноту ее богатства, научное и социальное содержание, к сожалению, они  не могут хорошо раскрыть. Этому есть свое объяснение, но от этого не легче. 

 В отличие от нашей страны, можно  привести множество примеров, когда на Западе многие  всемирно   известные ученые  и писатели, ознакомившись, а затем, глубоко изучив, перешли в ислам, поскольку в этой религии они нашли ответы на многие   вопросы, на которые они не нашли в своей культуре и религии.  Чего стоит  переход   в  ислам великого французского океанографа Жака Ива Кусто. По мнению этого ученого,  лишь в   Коране он  нашел  ответ на вопросы, которые долгие годы мучили его, то есть  разгадку    течения Гольфстрим в Атлантическом океане. Или, как пишет известная исследовательница ислама Валерия  Порохова,   на Западе несколько выдающихся ученых, некоторые из которых лауреаты Нобелевских премий в последние годы приняли ислам. Один из лауреатов, объясняя причину  своего перехода в Ислам,    говорит следующее, что  разгадку своей научной проблемы  он   увидел в священном Коране. Согласно его заявлению,  если бы он знал Коран раньше, то он смог бы лет на 20 раньше сделать открытие, за которую он получил Нобелевскую премию.  Также перешли в ислам в свое время  такие великие писатели как Л. Толстой, И. Бунин, Бернард Шоу. По всей вероятности их такое решение не было какой – то блажью, напротив -это был их осознанный выбор, сознательное решение, вызванное тем, что   только   в исламе они  нашли ответы    на многие сложнейшие вопросы, порожденные западной культурой и цивилизацией. В европейской и русской  печати и СМИ, эта информация, как правило, стыдливо  замалчивается. 

Также очень важно,  на наш взгляд,   обстоятельно и аргументированно раскрывать для современной молодежи тезис о том,   что великие религии как христианство и ислам   являются главной  духовной основой  единства нашего общества. Отсюда,  встречаемые иногда в печати нападки на эти религии,  следует рассматривать как прямую атаку на  единство  нашего народа    и, соответственно, как угрозу единству  нашего государства. Поэтому, говорит Ю. А. Михайлов,  когда мы слышим о   недугах, которыми поражено, сегодня  наше   общество, то обычно на ум приходят алкоголизм, наркомания, токсикомания, низкая рождаемость, высокая смертность, беспризорность, болезненное пристрастие к азартным играм, падение нравственности и правовой культуры, бездуховность, бродяжничество, эгоцентризм, деградация института семьи, казнокрадство, героизация и романтизация криминального мира, низкая предпринимательская активность населения, лицемерие политиков и т. д. и т. п. Каждый, кто хоть краем уха слышал, к чему нетерпим, к примеру,   ислам в социальной сфере, назовет весь или большую часть этого перечня.  Когда же начинаешь разбираться, выясняется, что многие люди, особенно молодежь,  как правило, плохо знакома  с   религиозной системой  социальных ценностей, в частности  

 Сегодня   обращение многих людей  к религии в условиях   мирового кризиса объясняется, видимо тем, выход единственный выход  из   этого   кризиса  многие видят только  через   религию, то  есть мир может  спасти религия, а часто этим видят ислам. Такой поворот к религии, по мнению   Ю. А. Михайлова, обусловлено тем,  что говорящие   имеют в виду  простую мысль: лишь ислам с его категорическим неприятием бесхозяйственности, мздоимства, казнокрадства, всякого рода паразитизма за счет других людей   позволит навести в государстве порядок. Действительно,  сегодня налицо обостряющееся желание жить в обществе социальной справедливости и отсутствие зачастую у людей видения других средств достижения этой цели, кроме как на основе принципов Божественного права.  То есть сегодня человечество для собственного выживания цивилизация в гораздо большей мере, нежели когда-либо раньше, нуждается в ориентирах, данных Божественным установлением.  

  Нашему государству надо трезво оценить опасность сложившейся  ситуацию в нашем обществе, которая сложилась в  результате  его политики деидеологизации общества,   когда под флагом демократии и свободы совести Казахстан заполонили всевозможные учения и нетрадиционные религиозные воззрения.  Последние, кстати, щедро финансировались из-за рубежа     различными фондами и НПО.  Откуда такая щедрость?  Как известно «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». По мнению Ю. А. Михайлова, в результате сложной религиозной ситуации в стране, нынешней власти нужно на время   забыть о своей иллюзорно-мишурной светскости и заняться координацией и финансированием религиозного просвещения своей уммы. Да  и не мусульманам будет полезно  познакомиться с исламом,  понять, где здесь созидательный потенциал (а он огромен) и как можно  на него опереться. Короче говоря, нашему государству нужно  решительно пересмот­реть свое отношение к исламу. Ибо Исламский фактор с его мощным потенциалом его основополагающих человеческих ценно­стей вполне может стать одним из столпов стабильности в Казахстане. 

Другими словами, нашей власти нужно понять, что великие религии - это наш  огромный   духовный резерв, который нужно сознательно и планомерно задействовать на благо возрождения Казахстана. Для этого, прежде всего, нужно,  поставить надежный заслон планомерной дискредитации религии ислама,   проводимого сегодня  западными и отдельными российскими СМИ.  В силу такой информационной  пропаганды  массовое представление об исламе  сильнейшим образом искажено.  Более того, восприятие  Западом   ислама как потенциальной угрозы будущему страны стало общим местом. Отсюда, неизбежно, что непонимание мировоззренческих основ этой религии, ее социальной доктрины порождает  у  многих современных  политиков   и обывателей  Запада животный страх.  Особенно этот страх на Западе подпитывается  религиозно- экстремистскими и  террористическими актами, которые в последние годы регулярно происходят во всем мире. Особенно  часто они происходят в азиатских странах и странах Ближнего Востока и к,  великому сожалению, с огромными человеческими жертвами.  На основании этих актов  на Западе, а иногда и в России в последние годы, к сожалению, формируется исламофобия, основанная на базе такой логики, что  «не все мусульмане террористы,  однако,  все террористы мусульмане».  Это не так, если не сказать, что это ложь. Поскольку терроризм и религиозный экстремизм встречается во    многих странах, где основной религией является отнюдь не ислам, а,  к примеру, христианство или буддизм.  Здесь  имеется в виду  такие страны, как  Северная Ирландия, Испания, Индия и т. д. В русле такой исламофобии, главным виновником всех бед современного человечества объявляется религиозный экстремизм и терроризм, подразумевая под этим в основном ислам и исламские государства. Хотя справедливости ради, для определения вины или агрессивности той или иной религии,  можно задать элементарные вопросы. К примеру,    страны  с какой религией открыли первую и вторую мировые войны, и  сколько человек погибло в результате этих войн? Второй вопрос, сколько человек погибло в результате бомбардировок на мировой торговый центр в Нью-Йорке  и   сколько человек погибло в результате американского возмездия в Афганистане? Здесь цифры таковы – 3500 человек погибло  в мировом торговом центре и более одного миллиона (1000000) человек в Афганистане, сколько человек загубил Саддам Хусейн  в Ираке, и сколько иракцев погибло в результате открытой Западом иракской войны. Здесь тоже пропорции  цифр неутешительны. Перед иракской войной говорили, что Саддам Хусейн тиран и   диктатор,   он  готовит   ядерное оружие и что в его тюрьмах  загублено  более трех тысяч людей. Исходя из этого обвинения Запад начал войну.   Как известно, в результате иракской войны  и  бомбардировок  страны западной авиацией погибло более 400000 человек. В этом ряду можно упомянуть и Ливию, где также  цифры в пользу Запада неутешительны. Как видно отсюда,  обвинение ислама во всех бедах человечества совершенно не обоснованны. В этой связи уместно привести   недавнее  выступления Президента Белоруссии  А. Лукашенко в ООН   27 сентября 2015года, где он призывает прекратить вмешиваться в дела других государств. «Давайте, говорит он, -  вспомним недавние факты. Под предлогом наличия ядерного оружия в Ираке известные государства решили демократизировать Ирак. И где это ядерное оружие? Где демократия в Ираке? Вы, виновные, скажете, что ошиблись и надо бы остановиться, но опять, же нет, пошли дальше. Начали с Туниса и закончили в Ливии, сценарий тот же.  Господа, может быть, хватит? Нет, рванули в Сирию. Зачем убиваете людей, зачем свергаете действующего президента, чем он вам не угодил?» — заявил Лукашенко, выступая на саммите ООН по глобальному развитию. 

Во всех этих государства основной религией является ислам. Всем этим государствам и их руководителям Западом предъявлено обвинение  в   отсутствии демократии и свободы и распространении религиозного экстремизма и терроризма.   В целом  можно утверждать, что на Западе   за последние несколько десятилетий, вполне осознанно и   целенаправленно формируется исламофобия, главная ее цель – это объявление главным источником  угрозы Западу и человечеству – терроризм и религиозный экстремизм исходящей из   ислама и исламских государств.  В результате такой пропаганды  в средствах массовой коммуникации сегодня исламофобией    и  страхом поражено сознание народных масс и    интеллектуалов христианского Запада, которые,  не сумев его преодолеть,   свыклись с этим состоянием, даже теоретически обосновали «столкновение цивилизаций». Отмечая данный факт,  Президент РФ   в одном из своих выступлений категорически заявил, с которым нужно согласиться, что: «Миру фактически навязывается конфликт цивилизаций, и надо в полной мере отдавать себе отчет, к каким катастрофическим последствиям такая конфронтация могла бы привести».   Президент  РФ  в данном случае абсолютно прав, поскольку кроме  огромной опасности, которая несет такая политика, здесь народы  сознательно вводятся в  глубокое заблуждение, поскольку,  на деле  все великие религии имеют одинаковые цели и задачи.  Это очень хорошо иллюстрируется    притчей известного  суфия Джалал ад-дина Руми. Раз четыре приятеля (грек, перс, араб и тюрк) нашли монету и решили купить на нее нечто нравящееся им всем. Но тут мнения разошлись: грек захотел купить стафиль, перс-энгур, араб-эйнаб, а турок–изюм, и в результате друзья подрались. Тогда некий незнакомец предложил купить для них то, что им всем понравится. Они согласились и получили по грозди винограда. «Это же  и есть «стафиль», «энгур»,  «эйнаб» и «изюм», воскликнули они. Такова же  и Истина, которую постигают святые всех религий и которую разные народы называют по-разному, что из-за непонимания и приводит к вражде и войнам. В контексте этой реальности,  обращение многих людей  к религии в условиях   мирового кризиса объясняется, видимо, тем, выход единственный выход  из  этого системного кризиса видится только  через   религию, то  есть мир может  спасти религия, а часто этим видят ислам. Как говорит вышеупомянутый нами  Михайлов Ю. А - это надо понимать так, что говорящие  имеют в виду   простую мысль: лишь ислам с его категорическим неприятием несправедливости в мире  может навести в государстве порядок. Действительно,  сегодня налицо обостряющееся желание жить в обществе социальной справедливости и отсутствие зачастую у людей видения других средств достижения этой цели, кроме как на основе принципов Божественного права.  То есть сегодня человечество для собственного выживания цивилизация в гораздо большей мере, нежели когда-либо раньше, нуждается в ориентирах, данных Божественным установлением. Поэтому мировые религии должны объединить свои усилия и выработать план становления будущего интегрированного социума.  Объединить свои усилили по созданию единой общечеловеческой цивилизации, которая   должна быть, основанной на вере и духовности.

  Здесь имеется в виду, что за счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа. Короче говоря, создание  нашей властью системы грамотного религиозного просвещения. Для этого    нашему государству, совместно с представителями ислам­ской интеллигенции,   образованному духовенству,  нужно продумать и создать условия, позволяющие, в частности, целе­направленно заполнить информационный вакуум, в котором по сию пору пребывает абсолютное большинство   казахстанских  последователей пророка Мухаммеда.  

В этом плане очень актуальна и  своевременна   инициатива  Президента Казахстана, высказанного на четвертом съезде, о создание специального интернет-ресурса для пропаганды толерантности и доверия. «Нарастает глобальный кризис морально-нравственных ценностей. Нельзя не видеть, как во многих обществах пропагандируются и насаждаются лжесвободы. Извращенные взгляды на природу человеческих взаимоотношений пытаются представить в качестве норм современного общества, мотивация к честному труду подменяется стремлением к быстрой наживе любыми способами. Такая антимораль нередко возводится в абсолют», - отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. 

 С подобной обеспокоенностью и болью было пронизано  и выступление   Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на  IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий в  Астане, который  заявил: «Если индустрия прав человека будет лишена духовного и нравственного измерения, если она станет инструментом политической пропаганды и продвижения одних мировоззрений в ущерб другим, — ее плоды принесут человечеству много несправедливости, рабство порокам и грехам, чрезмерному потреблению, гордыне, которые могут обернуться и уже оборачиваются реальными страданиями людей». Поэтому «Сегодня мы, религиозные лидеры, призваны ясно говорить о пагубности попыток строить мир без Бога — мир господства страстей и эгоизма».  Согласно Патриарху: «История этого столетия показала, что удалить религию из общества — значит, удалить и мораль, и удалить сердце». 

 Здесь на наш взгляд, очень важно помнить, что   привлекательность многих  экстремистских учений для молодежи  в том, что они в отличии от многих традиционных религий,   ведут воинственную, агрессивную пропаганду. Они    не говорят о необходимости терпения, согласия, доверия,  они не призывают любви и состраданию, они не призывают уповать на волю  Бога, короче,  не используют  методы и формы работы, используемые великими религиями,  а, напротив,  призывают к смелым и решительным действиям,  например, с силой и оружием запугать и  изменить строй,  добыть или забрать, что ему, по   мнению его духовных руководителей, причитается. Не ждать, а получить сразу. Также совершенно очевидно, что при вербовке в свои ряды и в процессе обучения своих последователей организаторы этих сект  широко использовали   не только   традиционные, но и  современные методы  манипулирования  сознанием. При разговоре и общение с представителями экстремистских течений можно видеть, что  на них не действуют доводы здравого смысла, рациональные и логические аргументы.   Совершенно очевидно, что при работе с ними широко использовались методы   переформатирования сознания с помощью таких современных методов, как гипноз, нейролингвистического программирования и т.п.    Еще одной особенностью пропаганды  современных экстремистских учений для молодежи состоит  в том, что они в отличии от многих традиционных религий,    ведут очень  воинственную и очень  агрессивную пропаганду. Они не говорят о необходимости терпения, согласия и   доверия,  они не призывают любви и состраданию, они не призывают уповать на волю   Бога,  а используют  методы и формы работы не свойственные    великими религиями. Они в процессе своей вербовки  призывают к смелым и решительным действиям,  например, с силой и оружием запугать и  изменить строй,  добыть или забрать, что ему, по   мнению его духовных руководителей, причитается. Не ждать, а получить сразу.  

Помимо таких современных методов обучения и воспитания   у религиозных экстремистов можно также видеть некие параллели и с большевистскими методами работы с народными массами.  Здесь имеются в виду такие  лозунги «Если враг не подчиняется, то его уничтожают», «Не хочешь, заставим, не можешь - научим» и  т. п.

   Поэтому в работе с  людьми, которые подпали под влияние  различных экстремистских учений,  вряд ли будут успешными те методы, которые сегодня использует власть, то есть запретить, наказать, посадить.  Такие методы возможны и они приводят  к определенным результатам  лишь в тоталитарных государствах. В государстве, которая  объявило себя  светским, приверженным к демократическим принципам такое по определению невозможно. Поэтому здесь должна быть выстроена долгосрочная, продуманная и  грамотная система религиозного  просвещения   своих граждан.  

       Речь, конечно же, не идет о том, чтобы органы власти взяли на себя религиозное про­свещение. Но необходимая финансовая и организационная помощь этому начинанию должна быть оказана. И эта деятельность должна осуществляться, по мнению Ю.А. Михайлова,  специализированной некоммерческой структурой под патронажем       Администрации Президента РК . Лишь в таком случае можно ожидать серьезные результаты. 


Список использованной литературы.

      1.Выступление Президента Казахстана  Н. А. Назарбаева на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий.  Версия для печати 30 мая 2012 г.  

  1. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий.  Версия для печати 30 мая 2012 г.  
  2. Михайлов Ю. А. Пора понимать Коран: Сборник статей. 2-е изд., исправ. И доп. М.: Ладомир, 2007. – 240с. 
  3. Хендрик Йохансон Виттевин.  «Бизнес и духовность. Суфизм в действии».   Перевод с английского Андрея Степанова. – М.: Гаятри., 2007.  
  4. Кен Уилбер. Интегральное видение. Краткое видение в революционный интегральный подход к Жизни, Богу, Вселенной и всему остальному. – М.: Открытый мир, 2009.   - 232с.


  1. Сакхеб Г.Н.  Будущее человечества. Исламский прогноз. Перевод с английского В. Иноземцева // Свободная мысль. 1993. № 1. С. 103-113 



Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать