Байланысқа арналған телефондар:
» » Казахстанское телевидение. Зачем ему нужна перезагрузка

Казахстанское телевидение. Зачем ему нужна перезагрузка

01 ноябрь 2019, Пятница
6 750
0

Булекбаев С. Б. д.ф.н., профессор

Вопрос о том, какую роль играет ТВ в восприятии мира, в фоpмиpовании общественного сознания, его мировоззрения, вне всякого сомнения, является одним из самых важнейших вопросов в казахстанском обществе. В этом плане обсуждение и оценка этого вопроса с правовых и моральных позиций, на мой взгляд, очень нужное и крайне своевременное дело. На сколько мне известно, деятели телевидения ни разу открыто не объяснились с обществом по поводу своей позиции, своей идеологии, своих приоритетов. Причины к этому могут быть разные, не будем гадать. Попробуем сделать лишь небольшой анализ телевизионных передач за последние десятилетия.
Первое – это то, что ТВ всеми своими силами старалось разрушить гегемонию «старого коммунистического режима», для чего ей потребовалось разрушить культурное ядро этого общества, а, во-вторых, создать новую целостную мировоззренческую основу, которая бы консолидировала людей.

В решении первой задачи, то есть, выполняя задачу постоянной дестабилизации общественного сознания, ведущие телевидения уже и сами не замечают, какие недопустимые вещи говорят - произошел отрыв телевидения от обыденной культуры. Если раньше в ТВ СССР были некие табу и запреты, связанные с сакральными, моральными или идеологическими аспектами общества, то в ходе "демократической революции" все эти табу были сняты, поскольку была поставлена задача "разрушения культурного ядра" нашего общества. Это было нужно для того, чтобы обеспечить "культурную гегемонию", нужную для легитимации нового социального порядка. Табу и запреты мешали в этом деле. Но здесь возникает такая проблема, говорит С. Кара – Мурза, поскольку никакой привлекательности в новой идеологии у них нет, им приходится обращаться к нездоровым сторонам подсознания и усиливать развращение зрителя - чтобы он уже не мог оторваться от кормящего его манипулирующими сообщениями телевидения. Так торговец наркотиками устанавливает свою гегемонию среди подростков трущоб.

По мнению этого ученого, во многих своих передачах ТВ доходит до информационного садизма. Это - глумление в дни праздников над тем, что отмечает и вспоминает большинство граждан. Это издевательство над дорогими для многих образами и символами. Это - очернение их друзей и злорадство их бедам. Или же сплошная кровь и убийства на ТВ. Часто только в одной картине показывается десятки убийств, кровь, пытки, насилие. Более того, очень часто показывается анатомия убийства или преступления.

Осознанно или неосознанно здесь происходит разрушение духовно-нравственных основ общества. ТВ последовательно сокращает познавательные и рассудительные передачи. Другими словами современное телевидение берет на себя роль силы, подрывающей способность людей к рациональному мышлению.

Часто при критике содержательных аспектов или бездуховность СМИ, ТВ можно слышать аргументы о свободе демократических СМИ, ТВ. О нейтральности информации и т. д. На мой взгляд, свобода – это познанная необходимость и свободный выбор человека. Есть ли выбор у ребенка сидящего перед телевидением, когда идет соблазн, скрытое воздействие на его подсознание, когда идет манипуляция его неокрепшим сознанием. Конечно, нет.

Свобода – это также же и гражданская и моральная ответственность и обязанность работников СМИ, ТВ перед обществом, перед людьми, перед подрастающим поколением. Свобода, на мой взгляд, также связано и с долгом человека перед людьми. В ином случае свобода больше похоже на вседозволенность и безответственность. Помимо свободы есть также и другие не менее важные понятия - это Родина, долг, честь, совесть, ответственность, которые очень важны и нужны в процессе формирования мировоззрения подрастающего поколения. Вот перечень тем, которые действительно важны для обсуждения и анализа в казахстанском обществе.

Очень важной темой для СМИ и ТВ, безусловно, является тема воспитания нашей молодежи, особенно на примере более глубокого изучение нашей истории, в первую очередь тюркской истории, которая в истории мировой культуры занимает достойное место. На мой взгляд, такой подход к нашей истории позволит сделать главное — планомерно и позитивно влиять на общественное сознание, прививать молодежи те самые простые и одновременно великие ценности, которые есть у человечества: любовь к своей родине, гордость за нее, внимательное и бережное отношение к своей истории, к своей культуре и, конечно же, ответственность за будущее своей страны. А это значит, мы вырастим настоящих граждан и патриотов своей страны, которые и словом и делом доказывают это. В этом плане Тюрки, а мы часть тюркского народа привнесли с собой высокую для своего времени не только духовную культуру, но и материальную, а именно, при владычестве тюркской династии Вэй в Китае сформировалась одна из лучших скульптурных школ в пещерах Юньгана и Лунмэня; тюрками были созданы самые прекрасные и экспрессивные монументы Азии – большая мечеть Пятницы в Исфахане, мавзолей Ахмету Ясави в Туркестане, Тадж-Махал в Агре, Регистан в Самарканде и мечеть Сулеймана в Стамбуле… Для своего времени мавзолей Ахмету Ясави был более величественным зданием, чем Версаль, а Тадж – Махал не имеет ничего подобного даже до сих пор. Это ли не показатель высокой и самобытной культуры тюрков. Это ли не показатель ее древности.

На это приходится акцентировать потому, что, начиная с детского сада, кончая высшим учебным заведением, мы говорим лишь о культуре античности, эпохи Возрождения или Нового Времени, все при этом сплошь европейское, словно кроме Европы нет иной культуры. Где Восток, где Евразия, где Африка, где Америка? Ведь Казахстан не европейская страна. Не это ли не европоцентризм, сознательно вплетенный метрополией в систему воспитания, образования и культуру бывших колониальных народов, который до сих пор доминирует в нашей образовательной и воспитательной системе? Вопрос здесь не в умалении роли и значения европейской цивилизации, ее вклада в развитие культуры, науки и производства. Начиная с Нового Времени, Европа действительно начала вырываться вперед по многим направлениям, по сравнению, как с Востоком, так и Евразией. Однако уместно спросить, разве история человечества начинается только с Нового Времени? Или развитие истории и культуры на Востоке приостановилась после Нового Времени? Конечно, нет. Если это так, то уместно спросить, кто до этого был законодателем культуры и цивилизации на земле? Кто привнес более совершенные для своего времени социальные институты в виде системы и формы государственного и административного устройства и управления, кто разработал сложнейшие законодательные кодексы, в виде Яссы, кто создал самую передовую для своего времени армию, которая громила всех и вся, кто создал очень глубоко разработанную иерархия чинов, которая вполне могла быть образчиком для многих постсоветских государств, погрязших в коррупции, кто создал кочевую демократию, которая не только явилась прообразом для западной демократии, но и в ряде случаев превосходит как по системе сдержек и противовесов, так и по этическому потенциалу заложенных в этой системе, кто создал, основываясь на китайской системе свою более совершенную налоговую систему, которая была взята на вооружение имперской Россией? Ну и, наконец, возьмем денежное обращение тюрок, которые уже в 12в. в Ханбалыке (Пекине) использовала бумажные деньги, и пользовалась по сведениям итальянского путешественника Земарха прототипом платежной карточки, дипломатия и разведка, которая до сих пор вызывает восхищение у разведчиков и дипломатов. Ну и, наконец, книгопечатание, с помощью, которой тюрки на 600лет раньше, чем Гуттенберг, используя китайский опыт, уже могли печатать свои книги. Этот список новшеств, привнесенных тюрками в мировую цивилизацию гораздо длиннее. Вот благодатные во всех отношениях темы для нашего СМИ и ТВ. Почему эти проблемы, очень мало освещаются в наших средствах массовой информации.

С этим вопросом у меня вызывает недоумение еще один аспект нашего СМИ. Здесь имеется в виду направленность выбора тем и содержательный аспект нашего СМИ и ТВ. Новости и другие информационные материалы касаются в основном США и европейских стран. Да, и обязательно ближневосточная проблема, особенно нескончаемый арабо-израйльский конфликт. Это проблема возводится ТВ на уровень самых актуальных и жизненно-значимых мировых проблем. Мое возражение состоит в следующем. Во-первых, мы не европейская страна и не члены Евросоюза, поэтому проблемы Европы и Америки для меня не более, а может быть менее значимы, чем проблемы Азии.

Во-вторых, если мы говорим о том, что мировой кризис порожден тем, что мировая экономика развивалась по западной модели и это кризис западной модели экономики, то, наверное, и наше внимание к ней должно быть соответственно этому.

 В-третьих, достаточно общепризнанным становится тезис, что западная культура переживает серьезный духовный кризис, который заставляет уже сам Запад искать альтернативы культуре и духовности на Востоке, или в синтезе Востока или Запада, в-четвертых, сегодня все согласны с тем, что западная модель демократии ни где не реализовалась в том виде, которое имеется на Западе. Успешными на практике оказались наоборот незападные модели демократии, в частности в странах Востока и Юго-Восточной Азии. Кстати, эти страны напротив, выбрав незападный путь, достигли впечатляющих успехов во всех областях и за очень короткое время. В контексте этих моментов, на мой взгляд, должна быть переосмыслена и наша информационная и культурная политика Казахстана. Во-первых, руководство ТВ нашего государства должны изложить свою идеологию и свои приоритеты, Во-вторых, четко осознать угрозу информационной безопасности нашей республики, поскольку 55 процентов населения Казахстана, по словам премьер-министра РК, живет в российском информационном пространстве, а не в казахстанском. Другими словами, большая половина населения Казахстана смотрит на ситуацию в своей собственной стране глазами другого государства. В третьих, больше внимания уделять и азиатским странам, странам Юго-Восточной Азии их проблемам. К примеру, за счет чего экономика восточных стран более успешно справилась с экономическим кризисом, и за счет чего она сегодня успешно развивается в отличие от западной экономики. Возьмем, к примеру, современную Грецию, Португалию или Испанию, экономика которых, по мнению экспертов, находится не только в катастрофическом положении, но и не исключено и то, что они снова ввергнут Европу в новый экономический коллапс. Как показывают последние экономические новости из европейских стран, дело уже фактически подошло ко второй волне экономического кризиса. Казалось бы, на фоне этих кризисов и экономических трудностей было вполне целесообразно больше показывать примеры успешного преодоления экономического кризиса. В частности странами юго-восточных стран. В частности, каковы слагаемые успехов Восточных экономик. В чем секреты успеха китайской экономики, которая в отличие от европейской экономики не впала в пучину экономического кризиса, а напротив, не сбавляя темпы своего развития, продолжает успешно развиваться. В этом плане четко проявляется мировоззренческие различия Востока от Запада. Если для Запада кризис есть крах, катастрофа, то для Востока – это начало нового, это путь возрождения. Именно в силу этих особенностей восточного мышления они сумели более успешно справиться с последствиями мирового кризиса. Ведь казахстанские медийные ресурсы даже среди самих казахстанцев не очень популярны. И здесь есть только два основных способа, по мнению Д. Сатпаева. Это либо государственная поддержка в создании отдельных конкурентоспособных СМИ, как это сделал Катар при создании "Аль Джазиры", либо государственная поддержка в формировании конкурентоспособной среды внутри страны для развития всех казахстанских информационных игроков. В любом случае руководство СМИ и ТВ нашего общества должно осознавать гражданскую и моральную ответственность за идеологию, за проводимую политику, за определяемые приоритеты в своей деятельности, поскольку они формируют мировоззрение в первую очередь подрастающего поколения. В ином случае потенциально не исключен сценарий цветных революций, которые были тонко спровоцированы и режиссированы западными сетевыми информационными ресурсами, как на постсоветском пространстве, так и в арабских странах. Вопрос здесь не в низком жизненном уровне этих стран. Отдельные арабские страны, где недавно происходили цветные революции, до недавнего времени считались островками социального благополучия и стабильности. К примеру, жизненный уровень и социальные гарантии в Ливии до переворота были достаточно высокими. Только объем ВВП на каждого ливийца составлял 21000 американских долларов. В то время как Казахстан хочет только в 2015 году довести объем ВВП до 15000 долларов. Так что вопрос здесь в другом. Вопрос в огромных возможностях информационно-сетевых технологий, которые позволяют успешно решать военно-политические задачи по смене правящих режимов не за счет уничтожения вооруженных сил и экономики соответствующих стран, а путем воздействия на морально-психологическое состояние их руководства и населения. Классическим сценарием последнего явилась недавняя информационная война против Ливии. Итог которого всем нам известен.
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать