Байланысқа арналған телефондар:
» » Советник президента: "Токаев может распустить Совет Безопасности"

Советник президента: "Токаев может распустить Совет Безопасности"

01 ноябрь 2019, Пятница
2 988
3
Недавний указ президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о назначении руководителей органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту Казахстана, по согласованию с Советом безопасности усилил обсуждения установившегося двоевластия в Казахстане. Не ограничивает ли полномочия второго президента Касым-Жомарта Токаева Нурсултан Назарбаев, который в годы своего президентства назначил себя пожизненным председателем Совета безопасности? Что было сделано Национальным советом общественного доверия, который был создан по инициативе Токаева? Будут ли внесены изменения в закон о выборах? На эти и другие вопросы ответил советник президента Казахстана Ерлан Карин.

- Господин Карин, как мы заметили, вы и ваши единомышленники убеждены, что в Казахстане, согласно Конституции, есть только одна власть, которая находится в руках президента Токаева. Назарбаев завершил транзит власти? Передал ли он все полномочия Токаеву?

- Конечно, у транзита власти в Казахстане были свои особенности. Согласно Конституции, в случае досрочного прекращения полномочий президента, они передаются следующему лицу. Транзит власти в Казахстане не ограничивался конституционным порядком. Новый президент провел досрочные президентские выборы, чтобы утвердиться в своих полномочиях. Поэтому можно сказать, что процесс транзита власти в Казахстане был обеспечен во всех отношениях.
Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и вступивший в должность президента после отставки Назарбаева Касым-Жомарт Токаев на праздновании Наурыза в столице. 21 марта 2019 года.
Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и вступивший в должность президента после отставки Назарбаева Касым-Жомарт Токаев на праздновании Наурыза в столице. 21 марта 2019 года.


-Те, кто говорит о двоевластии в Казахстане, ссылаются на нынешние полномочия Назарбаева.

-Тема двоевластия — это искусственная тема. На самом деле такой проблемы не существует. Повторюсь, кто-то поменял Конституцию? Не поменял. Именно поэтому президентская власть остается ядром политической системы в Казахстане.

- Касым-Жомарт Токаев издал указ, согласно которому руководители органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту Казахстана, назначаются по согласованию с Советом безопасности. Как вы к этому относитесь?

-Это процедура между администрацией президента и Советом безопасности. В четвертом пункте указа говорится, что президент вправе принимать любое кадровое решения вне процедур.

-То есть президент может назначать руководителей без согласования с Советом безопасности?

- Конечно.

-Министр юстиции Марат Бекетаев заявил, что последнее слово остается за Советом безопасности. Что вы можете сказать в связи с его высказыванием?

- Пресс-секретарь президента Берик Уали высказался по этому поводу и сказал, что комментарий министра был некорректным.

- Почему министр Бекетаев в таком случае не принес извинения?

-Несмотря на то, что он не извинился, в тот день состоялось заседание, где ему было сделано замечание. Этого достаточно.

- Мы обратились к министру юстиции именно по этому вопросу. Он сообщил нам, что высказал свое мнение по этому вопросу и больше ничего не скажет.

-Это личное дело министра.
-
- Министр ошибся?

-Ошибся.

Журналист Азаттыка Касым Аманжол (слева) и советник президента Казахстана Ерлан Карин. Алматы, 29 октября 2019 года.
Журналист Азаттыка Касым Аманжол (слева) и советник президента Казахстана Ерлан Карин. Алматы, 29 октября 2019 года.


-Как вы думаете, откуда пошли разговоры о «двоевластии» в Казахстане, о том, что «Назарбаев не лишился власти»? Есть ли, на ваш взгляд, внешние силы, которые разжигают интерес к этим разговорам?

- Это проблема, которую искусственно ввели в информационное пространство. Эксперты до недавнего времени гадали, будет транзит власти или нет. Его осуществили полностью.

- А что вы думаете по этому поводу? Есть люди, которые не верят в это.

- Одни верят, другие нет. Прошло не так много времени, как осуществили этот процесс. Поэтому если возникают сомнения, это понятно.

 - Кому могут быть выгодны разговоры о двоевластии?

- Есть те, кто намеренно поднимает эту проблему и разжигает интерес к этому вопросу. Они хотят сказать, что нынешняя власть слаба, поэтому снова и снова пытаются вернуть в информационное пространство эти разговоры. Иногда разные внешние силы также пытаются использовать это. В политике бывают такие заинтересованные группы.

- Давайте вернемся к процедуре назначения на высокопоставленные должности. К примеру, предположим, что президент Токаев решил назначить человека на должность акима или министра. Однако, согласно закону о Совете безопасности и одному из последних указов Токаева, это должно быть согласовано с Советом безопасности. Какой будет процедура назначения? Соберется ли для этого совет?

- Совет собираться не будет, и обсуждения не будет. К примеру, предположим, что назначается заместитель акима области. Документы назначаемого лица будут рассмотрены в разных отделах. Один отдел изучит политические стороны, другой — стороны хозяйственной организации. Решение принимается только после этого. Это такой технический вопрос. Президент принимает решение, он же готовит предложение для назначения на определенные должности.

Советник президента Казахстана Ерлан Карин. Алматы, 29 октября 2019 года.
Советник президента Казахстана Ерлан Карин. Алматы, 29 октября 2019 года.

- В первой статье закона о Совете безопасности говорится, что «состав Совета безопасности формируется президентом Казахстана». Если это так, то может ли Токаев расформировать Совет безопасности?

- Конечно. Кто формирует, тот и распускает.

- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) призвала опубликовать протоколы президентских выборов, состоявшихся в июне этого года. Почему Центральная избирательная комиссия не опубликовала протоколы последних выборов?

- Этот вопрос нужно задать Центральной избирательной комиссии.

- Как вы думаете, протоколы должны быть опубликованы?

- Если честно, я об этом не думал. По-моему, протоколы были представлены. Думаю, в Центральной избирательной комиссии вам ответят на этот вопрос.

- Мы спрашивали, но нам не ответили. Хотим узнать мнение советника президента.

-Я готов прокомментировать вопросы, которыми я занимаюсь непосредственно.

- В ОБСЕ постоянно не признают результаты выборов в Казахстане. Почему так происходит?

- Во-первых, назовите, в какой стране ОБСЕ была удовлетворена избирательным процессом. Во-вторых, организация признала, что на этих выборах, по сравнению с предыдущими выборами, был достигнут прогресс, выборы прошли в конкурентной среде. Надо говорить и о недостатках.

Полицейские задерживают людей на площади в центре Алматы. 9 июня 2019 года.
Полицейские задерживают людей на площади в центре Алматы. 9 июня 2019 года.

В день выборов и на следующий день после них полиция задержала четыре тысячи человек. Как вы расцениваете их протест против результатов выборов?

- Это показывает, что у нас есть политический плюрализм, есть разные взгляды. Задержанные были привлечены к ответственности за административные правонарушения, а не за выражение взглядов. В ближайшее время будет изменен порядок организации мирных митингов в Казахстане. Сейчас это обсуждается.

- Господин Карин, Национальный совет общественного доверия (НСОД) стал одной из первых инициатив Токаева после его избрания президентом. Вы являетесь секретарем совета. Для чего был нужен этот орган в Казахстане, где существует двухпалатный парламент?

- Это разные институты и органы. Парламент является органом законодательной власти. Национальный совет является консультативным органом. Нужно с пониманием относиться к созданию Национального совета как новому каналу, который позволит принимать новые идеи и требования, звучащие в обществе.

- Можно ли сказать, что Национальный совет является своего рода буфером между властью и обществом?

- Власти упорно реализуют эту инициативу. Вначале было объявлено о его создании, затем совет создали, определили порядок, состоялось официальное заседание. После заседания во всех социальных сетях я опубликовал информацию о работе совета. После первого заседания был разработан план более чем по 70 предложениям. Мы готовим этот план. Документ будет опубликован в ноябре.

- Есть мнение, что состав Национального совета был сформирован из числа лиц, удобных для Карина. Вам не кажется, что в совете собрались люди, с которыми вы дружите, и те, кто будет с вами соглашаться?

- Нет, у меня голова бы не болела, если бы они были удобны только для меня. Я знаю, почему сложилось такое мнение. Я же не виноват в том, что в эти годы общался с известными людьми в обществе?!

- Вы признаете, что сыграли ключевую роль в определении состава Национального совета?

- Признаю. Однако с некоторыми членами Национального совета я познакомился лишь недавно. К примеру, я не был знаком с Айман Умаровой. Выслушав ее идеи и мнения, я внес предложение. Поэтому нельзя сказать, что все они удобны для меня.

- Есть ли среди них неудобные для вас люди?

- Нельзя сказать, что неудобные. К примеру, на заседании Национального совета постоянно идут дебаты. Бывает, что мы часто повышаем голос и обижаемся друг на друга. Ссоримся и миримся. Все 44 человека, входящие в Национальный совет, имеют свою гражданскую позицию.

- Основной целью создания Национального совета было установление диалога с обществом. И земельный вопрос стал одной из главных проблем, на которые обращает внимание общественность. Макс Бокаев, который поднимал земельный вопрос в 2016 году, по-прежнему находится в тюрьме. Талгата Аяна, осуждённого вместе с ними, освободили недавно. В Национальном совете нет людей, которые, подобно Владимиру Козлову и Жанболату Мамаю, находились рядом с участниками Жанаозенских событий. В одном из своих интервью президент Токаев рассказывал о молодежных организациях Казахстана, о движении «Оян, Қазақстан». Однако их представителей в Национальном совете нет. Удивление также вызывает тот факт, что среди членов совета есть другие кандидаты в президенты, кроме Амиржана Косанова, который набрал наибольшее количество голосов после Токаева (16 процентов). Почему?


- Во-первых, кроме тех, кого вы назвали, других также нет. Во-вторых, невозможно охватить всех. В таком случае в совете состояли бы не 44, а 80–100 человек.

- Я имею в виду людей, которые стали «детонаторами» самых больших событий в обществе.

- Есть много людей, которые были «детонаторами». Не только люди, о которых вы говорите. В Национальный совет вошли те, кто проявил желание, выразил готовность вносить вклад в конструктивный диалог. А если со стороны этих граждан не было инициативы, предложений по вхождению в совет, то...

- Возможно, вы не предлагали?

- Как я уже отметил, в Национальный совет вошли те, кто изъявил такое желание. Цели написать всем одинаково письма не было. Мы сфокусировались на профессионализме, постоянстве и активности при поднятии проблем и определенных тем.

На заседании «совета общественного доверия» в Нур-Султане. 6 сентября 2019 года.
На заседании «совета общественного доверия» в Нур-Султане. 6 сентября 2019 года.

- Люди, которых я назвал, не отвечали вашим требованиям?

- Во-первых, они не изъявили желания.

- Косанов тоже не изъявил желания? Он кандидат, получивший 16 процентов голосов. Между тем в Национальный совет вошли кандидаты, набравшие по одному проценту.

- Мы не обращались к Косанову с таким предложением. В это время он был вне доступа, болел. Если не ошибаюсь, он также отсутствовал на церемонии инаугурации. Я обращался в молодежную организацию с предложением. Они не пришли на встречу. И как можно дальше с ними говорить?

- Владимир Козлов, Жанболат Мамай, Талгат Аян жестко критикуют власти. К ним обращались с предложением? Или с ними опасно сидеть за одним столом?

- Нет, таких мыслей нет. Мы обратились с предложением ко многим. По обоюдному согласию я не буду называть имена. Мы встречались с рядом граждан, которые жестко критикуют власти, и я не отрицаю этого. Они поставили условия, но не политические. Сказали, что не хотят сидеть с некоторыми лицами за одним столом. Мне кажется, это несколько странное условие.

- Вы довольны нынешней деятельностью Национального совета?

- Вполне.

- Через какое время мы можем увидеть конкретные результаты, доказывающие открытость Токаева с обществом?

- Открытости президента с обществом ждать не нужно. Он уже неоднократно демонстрировал свою открытость. Участвовал в публичных дебатах на заседании совета, которые длились несколько часов. Президент и общественные деятели, сидя за одним столом, обсуждали важные вопросы без цензуры.

- И когда мы увидим реальные результаты? К примеру, дадут ли свободу политзаключенным? Если дадут, то когда?

- Во-первых, необходимо дать определение понятию «политзаключенные». Во-вторых, существует порядок обращения с ходатайством об освобождении, если у человека есть желание выйти на свободу. Соответственно, каждый человек может подать свои документы.

Источник: Радио Азаттык




Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (3)
Прокомментировать
  1. bakhitzhan_kopbayev
    bakhitzhan_kopbayev Администраторы 2 ноября 2019
    Азаттык позорники
    они подпердыши власти
    А Карин признался что он набрал всех что бы прикрыть Калетаева. Он говооит не правду при чес в самой не приличной форме
  2. bakhitzhan_kopbayev
    bakhitzhan_kopbayev Администраторы 2 ноября 2019
    Друзья что вы думаете? Пишите и говорите у нас нет цензуры

  3. Раяна
    Раяна Гости 7 ноября 2019
    Мне нравится политика нашего президента. Дай то бог чтобы думал о народе