Байланысқа арналған телефондар:
» » Образованию в Казахстане пришел кирдык!

Образованию в Казахстане пришел кирдык!

04 декабрь 2019, Среда
12 034
8
По официальным результатам ОЭСР, PISA 2018, стало понятно, что Казахстанской системе образования пришел кирдык.
Свое жалкое оправдание на своей личной страничке в фейсбук опубликовал Министр Образования Асхат Аймагамбетов, Кстати, министр на своей страничке латиницей написал свое имя с ошибкой, не Ashat как по новой казахской латинице, а Askhat. Ранее он доказал, что у него и с математикой плохо. 6+12=17, считает министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов.  

Он пишет: «Друзья!
Сегодня ОЭСР официально огласил результаты PISA-2018.
Это исследование оценивает навыки 15-летних обучающихся по читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
Каждые 3 года одно из этих направлений является основным. Это значит, что около половины вопросов будут преобладать по тому или иному направлению.
 В PISA-2018, как и в PISA-2009, основное направление – читательская грамотность.

Тест PISA направлен не на выяснение академических знаний, а на выявление функциональной грамотности, на умение применять полученные знания, анализировать, критически мыслить

Да что ты говоришь, дорогой?

«Итак, к результатам Казахстана.
Средний балл страны в PISA-2018 по читательской грамотности составил 387 баллов, математической – 423 балла и естественнонаучной – 397 баллов.
Сразу скажу, эти показатели мы ожидали, и они намного ниже среднего по ОЭСР (чтение – 487, математика – 489 и естествознание – 489).
По сравнению с нашими же результатами в PISA-2009, 2012 отмечается снижение.»


А всё население Казахстана вот уже столько лет о чем талдычит вам, а? Мы столько лет постоянно говорим об «искусственном» снижении качества образования по всей стране. Я лично считаю, что это результат специальной «диверсии» против наших детей со стороны Министерства Образования, чтобы поднять рейтинг только отдельно взятых штучных школ по всей стране, которые так или иначе принадлежат представителям определенных семеек. По моему мнению, МОН РК специально вводило деструктивные реформы с целью снизить уровень образования по всей стране. Ну зачем им грамотные дети? С полуграмотными легче обращаться. И удобно ими манипулировать. 
Даже в России, куда в их ВУЗы бегут за знанием наши выпускники в год до 80 тыс человек, бьют колокола по нашим выпускникам школ. Огромной проблемой для них является низкий уровень знаний выпускников школ из нашей страны, что влечет определенные трудности при обучении в вузах. Студентам часто очень сложно бывает на 1, 2 курсах, т.к. система обучения в вузе принципиально отличается от таковой в средних учебных заведениях. В процессе адаптации первокурсников к обучению в вузе обычно выделяются следующие трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
При этом академическая задолженность накапливается как «снежный ком» и нужно приложить определенные усилия для решения этой проблемы.

"Одним из путей решения, на наш взгляд, является возвращение к старой (советской) модели образования – возрождению техникумов, которые давали базовое образование.
Переход учащихся из школы в вуз стал бы более легким, а вузовская программа опиралась бы на ранее полученные знания и предполагала бы более углублённое изучение предметов, - отмечают в журнале «Современные проблемы науки и образования.

Кроме вузовской системы образования в СССР была очень сильная система повышения квалификации специалистов. Перевод вузов на бакалавриат превратил их, по сути, в колледжи, что исказило саму сущность требований ко многим специалистам", - резонно подмечают в российских вузах.

Возвращаясь к словам министра МОН РК: "Несмотря на низкие результаты наших детей, призываю не делать поспешных выводов, ведь за этими результатами стоят очень много факторов".

Вот это уже "по-нашенски" -  вместо того, чтобы признать свои ошибки, наши чиновники, даже на самом высшем уровне, как всегда ищут отговорки и отмазки. 

"...Во-первых, тест впервые для Казахстана прошел в компьютерном формате", - продолжил он.

Я тут вообще лучше промолчу.

"Если посмотреть на результаты PISA-2015, в котором 57 стран-участниц впервые сдавали тест на компьютере, то можно увидеть снижение баллов в большинстве стран", - дальше несет он.

Ну, в принципе, у нас уже стало нормой всегда ссылаться на кого-то, кому хуже, чем нам, когда мы уже "в луже". 

"Во-вторых, изменения в нашей системе образования, которые могли улучшить результаты в PISA, еще не коснулись тестируемых 15-летних обучающихся", - заявляет он.

Хоть стой, хоть падай, блин!

Теперь читаем настоящую бомбу от министра, приготовились: "Эффект от обновленных программ мы сможем увидеть, начиная с PISA-2021, в идеале в PISA-2024. К этому времени школьники, которые будут сдавать PISA-2024, будут учиться 7-8 лет по обновленному содержанию".

Ёптыж а. Вообще за кого он нас принимает, а? Почему он не назвал 2030 или 2050, или эти цифры при новом президенте не неактуальны?

В-третьих, основную часть казахстанских участников исследования составили учащиеся 9-х (44%) и 10-х (53,4%) классов
Ну, это у наших чиновников любой сферы всегда есть такая отмазка, типа: Наши никогда не проигрывают, есть только два варианта, или наши побеждают, или их подсудили. Ну типа того, из той оперы. 

  В-четвертых, - никак не может угомониться министр, и заливает нам свою коронную «лапшу» - результаты НИШ продемонстрировали эффективность образовательных программ. Учащиеся НИШ набрали по читательской грамотности 511 баллов, математике – 554 балла, естествознанию – 526 баллов. Их результаты соответствуют показателям топ лидеров PISA-2018.

И он думает, что нас всех заткнул? Сколько у нас НИШ по стране? А как на счет остальных? Ведь всем известно, что НИШ сами с первого класса всех не воспитывают и берут с 7 класса почти всех детей. Так что мешает министру превратить все школы в НИШ? Или все-таки конституция не предполагает равные права для всех граждан и детей страны? Зачем нам такая сегрегация?

Из всего, что я прочел на его страничке в фейсбук, я положительное увидел только в одном. Это то, что он не струсил как прежние министры и сам озвучил свою неудачу, хоть с отмазкой, но всё же. Он знал, что уже активная часть населения сами бы первыми бросились с обвинениями МОН РК, а так они как бы "сгладили", думают. 

Но все же, официальный результат исследования качества образования наших школ ОЭСР, PISA 2018 говорит о том, что надо бить колокола.

Какие бы отмазки ни привел министр, мы не дебилы, и я первым делом сразу обратил внимание на результаты нашего северного соседа. А там так: Московские школьники улучшили уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности и, согласно международному исследованию PISA-2018, попали в лидеры рейтинга по уровню образования, сообщила РИА Новости заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Согласно результатам, в сравнении с аналогичным исследованием 2016 года, московские школьники по уровню читательской грамотности поднялись с шестого места на третье, по уровню математической грамотности с шестого на пятое, а по уровню естественнонаучной – улучшили результат сразу в два раза и оказались на шестом месте после 12-го.

"Итоги международного исследования показывают, что мы смогли не только сохранить свои позиции в рейтинге, но и существенно улучшить результаты, став лидерами школьного образования в мире. Это еще раз доказывает, что все изменения в столичном образовании за последние восемь лет были правильными и действительно повысили его качество. Я надеюсь, что это исследование, как и другие результаты, которые говорят о росте качества образования в столице, поставят окончательную точку в обсуждении, в правильном ли направлении движется Москва в модернизации образования", – отметила Ракова.

Я что-то не понял. Это что получается, что вся система образования Москвы с населением почти как весь Казахстан, это одно целое наш НИШ?
Постыдился бы, министр, прикрываться с такими жалкими аргументами. 

Говорить уже о спасении всего образования в стране уже поздно. Годы разрушительных реформ, которые следовали одна за другой, окончательно добили всю систему. Надо спасать частями. Я предлагаю русские школы Казахстана полностью перевести на советскую систему образования, а с казахскими пусть проводят любые реформы какие хотят. А потом увидим да сравним, какая система лучше. Ведь не секрет, что в советской системе образования для средних школ было все самое лучшее.

Давайте освежим память и вернёмся назад в прошлое в Советскую систему образования.

В последнее время многие частенько задают себе вопросы: почему у нас такой низкий уровень образования и почему многие выпускники не могут ответить даже на самые простые вопросы из школьной программы? Что сделали после развала СССР с предыдущей системой образования? В советские годы кадровая подготовка будущих специалистов кардинально отличалась от той, которая сегодня воцарилась на всём постсоветском пространстве. А ведь советская система образования всегда была конкурентоспособной. Благодаря ей СССР вышел в 1960-ых годах на первые строчки в рейтинге самых образованных государств мира. Страна занимала лидирующее место по востребованности своих людей, чьи знания, опыт и навыки на благо родной страны всегда ценились. Какими же они были, советская наука и советское образование, если кадры действительно должны решать все?

Не один раз разные люди по своему интерпретировали слова Бисмарка, который по поводу победы в битве при Садовой в 1866 году в войне Пруссии против Австрии сказал, что её одержал прусский народный учитель. Имелось в виду, что солдаты и офицеры прусской армии на тот момент были лучше образованы, чем солдаты и офицеры армии противника. Перефразировав его президент США Дж.Ф. Кеннеди, 4 октября 1957 года в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, сказал: «Космос мы проиграли русским за школьной партой».Советская школа подготовила огромное количество молодых людей, которые смогли освоить сложную боевую технику в кратчайшие сроки, смогли за короткое время пройти ускоренные курсы в военных училищах и стать хорошо подготовленными командирами Красной Армии и патриотами своего социалистического Отечества. Запад неоднократно отмечал успехи и достижения советского образования, особенно в конце 50-х годов.

Плюсы и достижения советской системы образования

Без сомнения, пропаганда существовала, но в том числе благодаря пропаганде в рекордно сжатые сроки была ликвидирована безграмотность населения, образование стало общедоступным, а такого количества Нобелевских лауреатов и победителей международных олимпиад, сколько их насчитывалось ежегодно в советское время, не было и нет до сих пор, во всех постсоветских странах вместе. Советские школьники побеждали на международных олимпиадах, в том числе и по естественнонаучным дисциплинам. И всё эти достижения возникали несмотря на то, что общее образование в СССР утвердилось позднее чем в западных странах практически на 100 лет.

Доступность и всеохватность

Главное отличие советской системы образования от американской или британской заключалось в единстве и согласованности всех звеньев образования. Чёткая вертикальная система (начальная, средняя школа, техникум, вуз, аспирантура, докторантура) позволяла точно спланировать вектор своего обучения. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования. 

Ошибочно полагать, что в советской школе у всех учеников был одинаковый уровень знаний. Безусловно, общая программа должна быть усвоена всеми. Но если подросток интересуется каким-то отдельным предметом, то ему давались все возможности для его дополнительного изучения. При школах были математические кружки, кружки любителей словесности и так далее.

Фундаментальность и разносторонность знаний

Несмотря на то, что в советской школе выделился мощный ряд ведущих предметов, среди которых был родной язык, русский язык, биология, физика, математика — изучение дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным. В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания. Эти знания становились тем крепким фундаментом, на котором можно было впоследствии воспитать специалиста почти по любому профилю.
Залогом качественного образования была синхронизация получаемых знаний по разным предметам посредством идеологии. Факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики, увязывались через доминирующие в обществе идеи. Таким образом, новые понятия и термины вводились параллельно, что помогало структурировать знания и формировать у детей целостную картину мира, хоть и идеологизированную.
Наличие стимула и вовлечённости в учебный процесс. 

Сегодня педагоги бьют тревогу: у школьников отсутствует мотивация к учёбе, многие старшеклассники не ощущают ответственности за собственное будущее. В советское время создать мотивацию удавалось благодаря взаимодействию нескольких факторов:
  1. Оценки по предметам соответствовали полученным знаниям. В СССР не боялись ставить двойки и тройки даже за год. Статистика по классам, конечно, играла роль, но не имела первостепенное значение. Двоечника могли оставить на второй год: это был не только позор перед другими детьми, но и мощный стимул взяться за учёбу. Оценку нельзя было купить: приходилось учиться, ведь по-другому заработать отличный результат было невозможно.
  2. Система шефства и опеки в СССР была неоспоримым преимуществом. Слабый ученик не оставался один на один со своими проблемами и неудачами. Отличник брал его под свое попечение и занимался, пока двоечник не добьётся успехов. Для сильных детей это тоже была хорошая школа: чтобы объяснить предмет другому ученику, им приходилось детально прорабатывать материал, самостоятельно учиться применять оптимальные педагогические методы. Система шефства (а вернее помощи старших младшим) воспитала множество советских учёных, педагогов, которые впоследствии стали лауреатами престижных международных премий.
  3. Равные условия для всех. Общественный статус и материальное положение родителей ученика никак не влияло на результаты в школе. Все дети находились в равных условиях, учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех. Школьных знаний было достаточно, чтобы поступить в ВУЗ, не нанимая репетиторов. Обязательное распределение после института хоть и воспринималось как нежелательное явление, но гарантировало работу и востребованность полученных знаний и навыков. 
  4. Бесплатные кружки и секции в СССР  
  5. Упор не только на обучение, но и на воспитание. Советская школа охватывала свободное время ученика, интересовалась его увлечениями. Секции, внеурочные занятия, которые были обязательными, почти не оставляли времени на бесцельное времяпровождение и порождали интерес к дальнейшему обучению в различных областях.
  6. Наличие бесплатных факультативных занятий. В советской школе, кроме обязательной программы, регулярно проводились факультативы для желающих. Занятия по дополнительным дисциплинам были бесплатными и доступными для всех, у кого было время и интерес их изучать.
  7. Материальная поддержка студентов — стипендии составляли почти треть от средней заработной платы страны.
Совокупность указанных факторов порождала огромный стимул к учёбе, без которого советское образование не было бы таким эффективным.

Требования к педагогам и уважение к профессии

Педагог в советской школе — это образ с высоким социальным статусом. Учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высоконравственных людей, на которых нужно равняться.

Быть учителем считалось почётно

Для этого были основания. К личности учителя в советской школе предъявлялись высокие требования. Преподавать шли люди, окончившие ВУЗы и имевшие внутреннее призвание обучать детей.
Итак, советское образование базировалось на трёх основных «китах»:
  1. Энциклопедические знания, достигаемые путём разностороннего обучения и синхронизации сведений, получаемых в результате изучения различных предметов, пусть и через идеологию;
  2. Наличие мощного стимула у детей к учебе, благодаря шефству старших над младшими и бесплатным внешкольным занятиям;
  3. Уважение к учительскому труду и институту школы в целом.
Глядя на советскую систему образования с «колокольни» современности, можно отметить некоторые недостатки. Можно сказать, что они являются чем-то вроде кирпичика, который мы, спустя много лет, могли бы добавить в храм науки, выстроенный нашей страной.  Возможно, настанет время, и мы вернёмся к опыту СССР, освоив его положительные стороны с учётом современных требований общества, то есть — на новом уровне.

Казахстан будет свободным!!!

Бахытжан Копбаев
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (8)
Прокомментировать
  1. Борте Казашка
    Борте Казашка Гости 4 декабря 2019
    как хотелось бы чтобы отменили эти ненавистные Соры и Сочи  ​​ А то реально нет стимула у детей. ​​​​​​
  2. Бахыт
    Бахыт Гости 5 декабря 2019
    • Здравтвуйте,
    Вы предлагаете русские школы Казахстана полностью перевести на советскую систему образования, а с казахскими пусть проводят любые реформы какие хотят. А потом увидим да сравним, какая система лучше.

    Я полностью поддерживаю советскую систему образования (ССО), но отстранив казахский народ от ССО, Вы хотите еще так на 50 лет отбросить свой народ назад, где русскоговорящие будут называть нас мамбетами или для чего? Может лучше казахские школы, перевести на ССО?
    Моя супруга филолог руссовед, я сам обучался в русской школе, но сыны отдали в казахскую школу для изучения своей литературы, культуры и языка.
    Может я с техническим советским образованием не так понял ваше предложение, прошу разъяснить.


    1. bakhitzhan_kopbayev
      bakhitzhan_kopbayev Администраторы 5 декабря 2019
      Дело в том что, эксперименты по реформе системы образования все ровно нужны. И я сам как выпускник казахской школы, и как представитель титульной нации хочу вынести все тяготы сначало на наших плечах, доказав пагубность или пользу с начало самим. А только потом уже приступать и предлагать другим тоже. Мы много национальная страна. По этому считаю что любые реформы от казахов должны на себе вынести снало сами казахи. И второе, против этой обновленки в 98% случаях выступают только преподователи и родители только русских школ. Это те же казахи. По этому зачем возвращать в ССО тех кто этого не просят. Это же не демократично. Как говорят "бала жыламаса емшекте керек емес". 
  3. lazzat
    lazzat Гости 4 января 2020
    [spoiler][/spoiler]Полностью согласна с автором,подпишусь под каждым словом!Учим неучей!!!
  4. Екатерина
    Екатерина Гости 6 января 2020
    Казахстан всегда хотел иметь что то свое. Диктовать свои правила, а не жить как в советские времена. Ориентир на Европу. Но мы не Европа! Говорить на гос.языке. иметь свои праздники(все отмечают 23февраля, а наши не хотят как все) так же и с образованием. Вот только не понятно зачем изобретать опять колесо. Была система. Система, которая работала на ура! Но нашим то выделиться нужно, да так ещё не умело! Казахстан так хочет уйти от"постсоветского пространства", что просто погубит свой народ. Как бы в юрты свой народ опять не загнали
  5. Айгуль
    Айгуль Гости 11 января 2020
    Уважаемый Бахытжан, о каких ЕЩЕ реформах Вы говорите?! Куда еще реформы!?? Разве их мало было? Где результат??? На бумажках?? На деле нет и половины того, что пишут передают в Сми и пр 
    Мало этого, вы еще хотите теперь и внутри школы отдельно проводить реформы, разделяя на русскогоговорящих и казахских школ..
    Дети, да что дети сами учителя и без того отупели от всех этих " новшевств"...
    Я согласна , что ССО была бы на данный момент хорошей альтернативой, но разве наши признавали свои ошибки?! Никогда!! Хотя бы убрали бы нынешний дебилизм с обновленкой и то уже бы исправили положение немного .
    Но Ваш вариант с внедрением не лучше...
    Тогда всех сразу нужно переводить..
    И вообще, нужны действительно грамотные люди. Словом, палка о двух концах
    1. Лично я за Советское образование.
      Лично я за Советское образование. Гости 15 января 2020
      Лично я за Советское образование. 
  6. Ирина
    Ирина Гости 15 августа 2020
    Доброго времени суток!
    Прочитала статью, иии.... захотелось многое добавить.
    Абсолютно согласно с утверждением, что казахстанскому образованию пришел "кирдык"
    Но я хочу дополнить, так сказать, изнутри.
    Рассказать об обычных, всем знакомых ситуациях внутри многострадального образования.
    Начнем с начала учебного года:
    1). Медосмотр.
        Что ж в этом плохого? Очень даже всё  хорошо: психиатр (дистанционно), нарколог (дистанционно) - класс! Невропатолог - нет. Зато каждый год проходим смотровой кабинет - нам каждый год, пардон, заглядывают именно в то место, где сейчас и находится наше образование. Видимо, чиновники от образования и здравоохранения считают, что учителя именно этим местом и работают? Никого не интересует, насколько падает зрение учителя от постоянного сидения за компьютером, не интересно и состояние позвоночника, но "пятая точка" учителя волнует всех! Мало того, что её состояние ежегодно проверяют, так еще и дают заключение - "годна"! Простите, к чему годна? преподавать математику или музыку??? После карантина я думала, что учителей отправят сдавать тесты на коронавирус? Но зачем??? Состояние учительской "пятой точки" гораздо важнее!
    2). Начало учебного года: инструкции, инструкции, еще раз инструкции. Предупреждение о подписке на никому не нужные газеты.
    3) Каникулы. Казалось бы - передышка? Ан, нет, не угадали! Семинары: школьные, городские, областные; заседания, совещания; сбор данных в столбик и строчку. Да, еще учеба - курсы, курсы... Вы, может быть, подумали, что озабоченное здоровьем педагога  Министерство предусмотрело на каникулах возможность посетить врача или просто сходить в бассейн? Я вас умоляю!!! Еще в августе сделали заключение "годна"!
    4). Дистанционнка... Это кошмар для родителей?? А педагоги? Режим у компьютера 24х7! Много говорилось об этом: и позорные "заказные" уроки по ТВ, и нервы, и скандалы, и всевозможные мемы в Интернете. Поверьте, педагогам тоже есть, что сказать!
    5). Статус педагога... Это не статус - это плинтус!
    Вывод: да, образованию в Казахстане не просто "кирдык", а пОООлный кирдык - со всех сторон. И Министр, который призвал к "терпению, доброте и самообладанию" педагогов просто в воду глядит: терпеть, не жить, не работать, не развиваться, не думать о школьниках - а именно ТЕРПЕТЬ...
    Слова закончились, которые приличные...