Байланысқа арналған телефондар:
» » Государство не должно допускать разорения малого бизнеса

Государство не должно допускать разорения малого бизнеса

05 апрель 2017, Среда
2 596
0
Все знают, что Южный Казахстан - это регион частного предпринимательства. Только в Шымкенте зарегистрировано порядка 75 тысяч субъектов бизнеса. Предприятий МСБ больше всего задействовано в таких отраслях, как розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, строительство и агросектор.
По формам собственности половина малых предприятий – индивидуальные, то есть фактически семейные, о необходимости развития которых в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» говорил Глава государства Нурсултан Назарбаев. В то же время такие распространенные в мире формы собственности, как коллективное партнерство и акционерное общество, в региональном бизнесе практически отсутствуют.
О перспективах и особенностях развития МСБ в Казахстане и роли предпринимателей в Казахстане рассказывает известный шымкентский бизнесмен, президент компании «KazAgroGreen» Бахытжан КОПБАЕВ.

– Бахытжан Конысбаевич, долгое время Вы успешно занимаетесь агробизнесом. Скажите, престижно ли быть предпринимателем в нашей стране?
– Престижной работой я считаю труд в крупных госкомпаниях, госструктурах и бюджетных организациях. Но число рабочих мест в таких местах ограничено. Что касается престижа работы в малом бизнесе, то тут я не могу сказать что-то конкретное, ведь у нас очень мало примеров, как в развитых странах, где целые семейные династии передают из поколения в поколение рабочие места в сфере малого бизнеса. Кстати, средняя продолжительность жизни крупного предприятия во всем мире - около 30 лет, а малого – 10.
- А в каких сферах развитие массового предпринимательства имеет успех? Что бы выбрали лично Вы в качестве вложения средств?
- Для нашей области наиболее выгодным и приоритетным является развитие сельского хозяйства. Кстати,   уже сейчас по всему региону создается множество частных фермерских хозяйств, которые активно развиваются и обеспечивают потребности не только внутреннего рынка, но и внешнего.
Но для того, чтобы субъекты малого бизнеса в агросекторе и дальше эффективно развивались и в нем создавались новые рабочие места, необходимо осваивать новые рынки. Нужен целый комплекс мер поддержки, прежде всего, государственной. Это должен быть переход на более инновационные и технологически продвинутые методы сбыта продукции, который подразумевает отказ от устаревшей формы «с поля - сразу клиенту». Для этого у нас достаточно ресурсов. В конце концов, не изобретая что-то новое, можно просто скопировать то, что уже есть. К примеру, создать агропромышленные биржы, используя возможности торгово-логистического центра в Шымкенте, что облегчило бы доступ к продуктам наших крестьян. А ограничение вознаграждения, как и в других странах, где есть такие агробиржи, в пределах 2%, не даст «взвинтить» оптовые цены, и фермеры получат максимальную добавочную стоимость. Кроме этого, качество хранения – а это убойные цеха евростандарта и стандарта халял, вакуумная упаковка, газоупаковка для продукции животноводства - и объемы готовой продукции сельского хозяйства позволят участвовать на электронных торгах всем желающим. Агробиржи будут проводить тщательный анализ продукции, выставляемой на продажу, и дадут правдивую картину на всю продукцию сельского хозяйства, находящуюся на складах. Речь может идти об антибиотиках, витаминах, гормонах, всяких там стимуляторах роста для продукции животноводства, а также о наличии гербицидов, пестицидов - в продукциях растениеводства. Этого нельзя добиться в базарных или бахчевых условиях. Если есть чистая органика, то ее производители должны быть известными. Они вполне могут заслужить получение большей цены за свой экологически чистый продукт.
- Развитие малого бизнеса – это, соответственно, развитие экономики любой страны. В чем его роль и почему так важно развивать именно малый бизнес?
- Малый бизнес в рыночной экономике выступает в роли основного сектора, определяющего темпы экономического роста валового национального продукта. Все развитые государства активно поддерживают сектор малого бизнеса, так как от него зависят структура и качество ВНП. В развитых странах с рыночной экономикой на малый бизнес приходится 60-70% ВНП. Например, в малом бизнесе США вдвое больше рабочих мест, чем в среднем и крупном бизнесах вместе взятых. В этой сфере вдвое больше осваивают нововведения. Вообще, малый бизнес - это предприятия, где численность штатных сотрудников в среднем составляет не более 5-8 человек. Раньше поддержкой государства пользовался в основном крупный и средний бизнес. Кредитование бизнеса тоже было ориентировано в основном на них. Таким образом, малый бизнес не мог активно развиваться и на равных конкурировать с большими компаниями. Затем все изменилось: серьезный экономический рост был достигнут именно в тех сферах, где были задействованы субъекты малого бизнеса.
Развитие крупного бизнеса по всей стране привело к приличной экономической стагнации во время финансового кризиса. Крупный бизнес, в том числе и в банковско-финансовом секторе, как известно, требует серьезных денежных вливаний. Компании-конгломераты активно пользовались банковскими кредитами, наращивая темпы своего производства. Но из-за накопившихся долгов крупных компаний банки перестали давать им займы, и большинство предприятий не смогли больше покрывать свои издержки. В результате финансового кризиса, разразившегося не только в нашей, но и в других странах, многие государства обратили свое внимание на малый бизнес. Стали создаваться ассоциации, инвестиционные фонды, научно-технические центры, ориентированные на предприятия малого бизнеса. Банки теперь кредитуют именно эту сферу. В аграрной, пищевой промышленности малый бизнес заинтересован в ориентации на инновационное и наукоемкое производство. Хотелось бы, чтобы в период кризисов государство поддержало часть малых и средних компаний, списав с них часть кредитных долгов. Тем более такой опыт уже опробирован в развитых странах. В результате активней стали бы появляться и развиваться малые предприятия, что привело бы к уменьшению безработицы, пополнению бюджета страны и региона, увеличению ВВП. Было бы неплохо, если бы малые предприятия полностью покрывали потребности внутреннего рынка и ориентировались на экспорт своей продукции в другие страны.
В Японии, например, существует закон о предотвращении нарушений субподрядных отношений – по задержке оплаты, необоснованному возвращению партии товара. Головное предприятие - монополист - при этом не имеет права злоупотреблять своим положением. Установлено, что для того, чтобы получить защиту у государства, все договора субподрядчиков с головным предприятием должны заключаться в письменной форме, а копии - подаваться в управление по делам малого бизнеса и в антимонопольную комиссию. Если спор доходит до суда, эти ведомства выступают защитниками малого предприятия.
А у нас как? Вся система - на стороне государственных средств. Независимо от того, правы вы или нет, выполнили ли все условия или нет, арбитр на стороне тех, кто является распорядителем госсредств. Эти юридические лица могут быть такими же, как и мы, но по разным обстоятельствам они оказались распорядителями госсредств, и у них была функция распределения или одобрения финансирования нашего проекта, поставки, услуг и так далее. Если вы выполнили свою часть работы на 100%, но распорядитель госсредствами решил расторгнуть контракт, то и этом случае арбитраж все равно будет на его стороне.
Для малого бизнеса должна быть предусмотрена ускоренная льготная амортизация оборудования, зданий и сооружений. Льготы нужны малым предприятиям, чтобы им было выгодно покупать новое оборудование, обновлять свой парк. Наше государство переживает очень тяжелый бюджетный кризис. Оно сейчас приватизирует остатки своего сектора. Система государственных субсидий практически полностью пересматривается. Впрочем, если сейчас сделать у нас самыми низкими ставки процента по банковским ссудам, то всякие льготы и субсидии фактически потеряли бы смысл. Да и государству выгодно не отдавать безвозвратные гранты, субсидии и нести подобные финансовые затраты, а легче было бы через банковские финансовые структуры второго уровня выдавать субъектам малого бизнеса такие ссуды под минимальные проценты - от 1,5 до четырех годовых. Это сразу сократило бы не нужные и порой дублирующие друг друга финансовые структуры, создало свободное поле для развития малого бизнеса, исключило коррупционное преимущество для некоторых конкурентов. Государство должно обеспечить доступ к легким ссудам, грантам, субсидиям для всех одинаково и на равных условиях или ликвидировать все эти гранты, субсидии и преференции, заменив их легкими ссудами.
- Какие конкретно проблемы испытывает сектор МСБ и как, по-Вашему, их можно решить?
- Необходимо принять закон, максимально упрощающий процедуру банкротства именно в сфере малых предприятий. В рамках этого закона нужно разрешить обращаться в суд для защиты от кредиторов еще до того, как обязательства превысили активы, чтобы предотвратить их распыление. Таким образом, государство не оказывает финансовой помощи предпринимателям, но дает юридическую и информационную поддержку. До сегодняшнего дня я на территории нашей страны не слышал ни об одном факте объявления себя банкротом субъектом малого бизнеса.
Кроме этого, надо решить вопрос с налоговым администрированием и регуляционными нормами. Мы - сторонники введения налога с продаж вместо НДС. Тема НДС - это отдельный и больной вопрос. О сложности администрирования НДС говорил сам Президент страны. Замена НДС позволит нам избавиться от такого коррупционного деяния, как лжепредпринимательство. И так уже много активных, созидающих людей сидят в тюрьмах, страдают целые семьи. Введение налога с продаж может незамедлительно создать до одного миллиона новых рабочих мест по всей стране за счет только администрирования этого вида платежа, а учет бизнеса станет прозрачным. Хочу отметить такой факт, тормозящий деятельность МСБ, как сдача статистической отчетности. Эти данные статуправления могли бы брать в НК и не заставлять предпринимателей нанимать отдельного бухгалтера для сдачи этих отчетностей, которые по сути дублируют друг друга.
Еще одной проблемой для МСБ является транспортный налог. Налог, который мы обязаны платить, даже если ваш транспорт стоит на одном месте в течении года в связи с поломкой. Почему бы не привязать транспортный налог к продаже ГСМ в виде одного тенге за литр? Больше ездишь - больше плати. Не ездишь - вообще не плати. Предприниматели и частные лица подвергаются карательным мерам в виде административного штрафа за не вовремя оплаченный транспортный налог. ГСМ продают всего три завода в Казахстане и несколько импортеров из России. Накинуть один тенге на оптовую цену не стоит никаких усилий, зато высвобождает от ненужной возни сотни налоговых инспекторов, которые востребованы в других сферах.  
В основном малые предприятия предпочитают финансирование при помощи друзей, родственников, знакомых, клиентов, поставщиков. Сейчас льготами для них занялись крупные частные банки. Ими разрабатывается система беззалогового кредита, они также выдают кредиты на сравнительно короткие сроки под залог оборудования. Если государство примет ряд законов или внесет изменения в уже существующие по вопросу легализации этих форм финансирования, то мы могли бы вывести уже на законных основаниях около 20 миллиардов долларов США с теневого рынка на рынок финансовых услуг. Защита интересов этих финансовых инвесторов, ссудодателей может оживить нашу систему финансово-кредитных отношений и юридически защитит интересы ссудодателей. Для ссудополучателей же процесс финансирования краткосрочных операций будет проходить без бумажной волокиты.
- А что можно сделать на местном уровне?
- Надо создавать ассоциации малого бизнеса. Их должны поддержать местные торгово-промышленные палаты, а наша центральная торгово-промышленная палата, частная, должна быть их координирующим центром. В Токио есть небольшой торговый ряд возле вокзала Уэно. И это тоже ассоциация! Ее защищает местная торгово-промышленная палата.
Я считаю, что наша власть должна провести исследование проблем малого бизнеса и сформировать четкую политику его поддержки. Мы нуждаемся в комплексной системе оказания услуг для малого бизнеса, в том числе обучении и консультировании. Была бы на пользу и организация торговых ярмарок и выставок, помощь в проведении деловых переговоров.
- Но выставки в Шымкенте уже активно проходят…
- Выставки должны носить не рекламный и не отчетный характер. Выставочные центры должны быть организованы рядом с депрессивными районами или спальными микрорайонами, а длиться они должны 5-6 месяцев, а то и больше. Я, например, хочу видеть на выставках только производственное оборудование. Каждый горожанин, придя сюда, должен выбрать то оборудование, которое ему по душе и чем он хотел бы заняться. Не надо бояться того, что все будут покупать это оборудование. Например, стоимость станка, на котором можно производить и собирать обычные зажигалки, не превышает и 300 тысяч тенге. К слову, малые предприятия города Вэньчжоу выпускают 70% зажигалок всего мира, а в селе Ху – 90% жемчуга в Китае. Чем мы хуже их? Можно производить пуговицы, клепки, замки, зонты, ремни, расчески, магнитики, бижутерию. А так как производители оборудования сами вам подскажут, где раздобыть сырье, куда можно продать продукцию, научат, как работать на этих станках, то вы сразу же можете начать производить и зарабатывать деньги. Нет необходимости тратить месяцы, годы на обучение.
Я понимаю, что многие хотят видеть на рынке Казахстана крупных инвесторов. Считаю, что для Шымкента выгоднее иметь дело с заинтересованными в развитии субъектов малого бизнеса инвесторами. Они должны иметь налоговые льготы, быстро решать возникающие проблемы, вплоть до приглашения профессоров университета для консультаций по проблемам технологий и так далее. Необходимо, как и в Китае, анонсировать нововведения в системе налогообложения малых предприятий страны. В Китае так: представители малого бизнеса, чей месячный доход не превышает 20 тысяч юаней, а это 3226 долларов или один миллион тенге, полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Нашему правительству нужно относиться к малому бизнесу покровительственно, поскольку это элемент социальной поддержки. Оно просто обязано не давать ему разоряться.
Жибек АРХАБАЕВА
ИСТОЧНИК: panorama.shymkala.kz
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать