Байланысқа арналған телефондар:
» » Созидательная Энергия Казахстанского Народа

Созидательная Энергия Казахстанского Народа

02 май 2019, Четверг
3 139
0


Проблемы активизации созидательной энергии

казахстанского народа


Булекбаев С .Б. д.фил.н., проф. 

Каз УМО и МЯ им. Абылай хана.

                                                           Булекбаева Р. У. к.ю.н. 

Каз УМО и МЯ им. Абылай хана.




 Современная цивилизация   открыла для себя тот факт, что главным ее мотором является не физическая энергия, выраженная в киловаттах, а социальная, что зачастую успешность развития того или иного государства во многом зависит от того на сколько успешно  и умело  элита направит эту энергию на благо своего государства. Это в первую очередь связана с теми целями, которые выстраивает элита. Большие цели всегда выстраивают тоталитарные государства. Однако они справедливо  критикуются   за отчужденный характер "больших целей", не соотносимых с миром повседневности, ничего не дающих "маленькому человеку". Но это не означает, что большие цели как таковые - вредная химера. Вне известной системы приоритетов и иерархизации целей, вне веры в будущее  жизнь человека и коллектива однозначно теряет смысл,  без них  никакую перспективу выстроить невозможно. Поэтому вера в  «большие цели» и большую перспективу вовсе не принадлежит к тоталитарным государствам, а составляет неотъемлемое качество человеческой культуры как таковой.  Именно в ней, как показывают современные исследования   секрет  послевоенного экономического чуда Западной Германии, Европы, Японии.  Именно эти страны сумели выявить заложенную в народе   скрытую энергетику больших целей. Энергетику-национального и цивилизационного самоутверждения народов, которые встретив   опасный вызов истории и мобилизовались для достойного ответа.   Элита, достойная этого названия, отличается одной важной особенностью: искусством формулировать большие цели и тем самым возвышать народы в их собственных глазах. В конечном счете, это  упирается в идеологию, в патриотизм, в национальную  идею, то есть в человеческий капитал,  в ее раскрепощение. 

Действительно, как показывает история, все самые значительные достижения человечества достигнуты на основе активизации и стимулирования творческой, созидательной энергии народа, этноса, коллектива, людьми, управляющими этими коллективами. Использование этой энергии бывали спонтанными, интуитивными, незапланированными или же напротив осознанными. В этническом плане эту особенность активизации энергии этноса Л. Гумилев назвал пассионарностью (страсть). Он увязывал это чувство, эту энергию с  этногенезом. Если рассматривать этот вопрос в более узком плане, то можно привести сколь угодно примеров более широкого или более полного и более эффективного использования человеческой энергии в разных аспектах его деятельности. Оно проявляется или может быть проявлена или реализована    как в рамках общегосударственных, общенациональных преобразований, так и в  коллективе, семье или  в жизни жизнью отдельного человека. Другими словами,  оно может проявиться в разное время, в разных отношениях.  


 Много примеров проявления или раскрытия  такой энергии можно видеть в различных областях человеческой деятельности. Особенно много эти примеры описаны в литературе и истории. Также, проявления активной, даже не осознаваемой самим человеком энергии, потенциальных возможностей, кипучей деятельности   можно   видеть в таких областях как история, культура, религия, наука, бизнес и пр. В литературе проявления необыкновенной энергии обычного человека,  можно видеть, к примеру, в   произведениях таких авторов, как Д. Лондон «Вкус мяса», Э. Хемингуэя «Старик и море», Н. Хилла и т.д. 

Выявление и раскрытие потенциальной энергии - это очень важная проблема, имеющая множество различных аспектов. Нас этот феномен интересует в первую очередь в плане, как и каким образом «отцы основатели» Америки и Японии,  императоры и правители, к примеру, Кореи или   великие военачальники    сознательно или бессознательно использовали   эту огромную   энергию народа. Как и каким образом, они пробуждали и активизировали эту энергию?  За счет  чего это достигалось и  становилось возможным? Что такое это творческая созидательная энергия народа? Как эта энергия проявляется в народе, в коллективе у отдельного человека. Нет сомнения ее значимости, как в теоретическом, так и в практическом плане для нашего общества.  В широком смысле,  в этническом плане, как мы отметили выше,  эту энергию Л. Гумилев обозначает понятием пассионарность. (Пассионарность – это стремление действовать без всякой видимой цели или с целью иллюзорной. Она может быть полезной или бесполезной, но пассионарность не может не действовать). Проявление пассионарности  этноса  на огромном историческом материале и исторических личностях прекрасно описал Лев Гумилев в своих многочисленных работах. 

В целом виды этой энергии можно свести  к таким видам:

 - пассионарность;

-личный интерес;

-коллективный интерес;

-государственный интерес;

-общественный  интерес;

- патриотизм;

-самоутверждение;

И.т.п.


         Нас в данном случае интересует, где, когда  и каким образом эта энергия использовалась в общегосударственном и общенациональном плане.    В истории есть множество примеров, когда государство сознательно пробуждало, организовывало и направляло эту энергию в пользу государства, в пользу общества. Как показывает история,  часто народы,   увлеченные, к примеру,   консолидирующей  идеей,  порою даже ошибочной,   вершили огромные дела. Типичным примером этого может служить наша собственная история. Если обратиться к мировому опыту,  то  примеров умелой консолидации воли и энергии народа со стороны государства, можно привести много. Вспомним  хотя бы американский опыт, когда «отцы народов», ясно осознавая, что американский народ не имеет общие исторические корни, общую культуру и религию, сознательно     работали над созданием общей идеи, которая бы направляло энергию американского народа в  позитивное русло.  Это так называемая «американская мечта» - быть стопроцентным американцем, заработать сто тысяч долларов, построить коттедж. То есть стать преуспевающим американцем. На эту « американскую мечту» государство запускало   все сферы:  идеологию,   культуру, искусство, литературу,   СМИ,  кино  и др.   Эта «мечта» вплеталась во все эти сферы и области с целью формирования стопроцентного американца. 

               Южная Корея в  плане объединяющей идеи позиционирует себя как маленькое, но древнее государство. Оно   уже с детских лет говорит ребенку: ты родился корейцем. Ты родился в  стране с    великой древней  историей. В стране имеющей славное  историческое прошлое. У нас могучие традиции, великая религия. Ты должен знать и помнить свою историю. Ты должен гордиться тем, что ты Кореец. Но у  нас маленькая территория, у нас нет  полезных ископаемых, поэтому  мы должны надеется только  на свой «Ум», на свои знания. Знания способны компенсировать отсутствие богатых природных ископаемых. Более того, ты должен обогнать и превзойти другие народы. 

      В Японии ее специфика в том, что она основана на коллективизме и характеризуется приоритетом корпоративных интересов над личными, а  государственных интересов над корпоративными.   Другими словами для Японии характерным является высокий уровень развития национального самосознания, приоритет интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Современные руководители японских компаний на основе, указанной нами выше, философии «мы все - одна семья», старательно культивируют среди своих подчиненных чувство принадлежности к одной дружной семье, где все преследуют общие цели и всегда готовы помочь друг другу.   И надо сказать, что эта философия не только объединила нацию, но и сумела пробудить у японского народа огромную созидательную энергию, с помощью которого Япония достигла  впечатляющих успехов в области  экономики, признанные всем миром. Сравнительно за короткое время Япония стала одним ведущих стран мира по объему производимой продукции.  

    Трудовая этика японцев не только поощряет, но и требует от работника безусловного усердия, твердости воли и упорства в достижении поставленной цели, которая должна быть непременно «великой» и поэтому на практике долгосрочной.   Исторически эти черты японского менталитета восходят к преклонению перед мужественным «самурайским» духом. Социологические обследования показывают, что в Японии выше всех других стран ценят мужские качества духа, в том числе преданность карьере и профессиональному успеху, стремление к доминированию.   Японцы, в самом деле, сумели доказать всему миру, что они отлично усваивают именно технические изобретения Запада и старательно доводят их до совершенства. Другими словами, они умеют достигать предельной точности действия.  

    В общем плане подобных примеров очень много, даже за последние несколько десятилетий. Мы имеем в виду Китай, Малайзию, Сингапур и. п. Достижения стран Юго-Восточной Азии показывают, что можно достичь выдающихся успехов опираясь не только на частный интерес и протестантизм, как утверждал М. Вебер, но и на коллективные ценности,  коллективный интерес, семью, религию конфуцианства. Как известно, М. Вебер  успешность развития капитализма связывал с протестантской  этикой, только она, по его мнению, наиболее способствует развитию рыночных отношений.  Что касается стран, где основной религией является католицизм и православие,  то они в силу исходных ценностных оснований не могут быть   источником экономического прогресса, то есть эти страны не могут быть столь успешными и эффективными как страны, в которых  доминирует протестантизм и его этика. Что касается ислама и конфуцианства, то они,    по его мнению, практически обречены   на слабое развитие своей экономики. 

Очень любопытно, что в последние годы, когда экономические успехи стран Восточной Азии   стали очевидны, появилась целая серия работ, авторы которых пытаются либо опровергнуть, либо модифицировать теорию Вебера. Более того, успехи Китая, Японии, Кореи и других стран Восточной и Юго-Восточной Азии объясняются очень часто именно конфуцианским менталитетом и конфуцианской этикой.[1]



    Для Казахстана и России – опора на частный интерес, индивидуализм, западные ценности – это нечто внешнее, привнесенное извне, не рождающее генетически, не вырастающее из  матрицы его традиции, культуры, психологии народа. Для Запада – это результат их исторического развития, начинающего чуть ли не с Эпохи Возрождения, результат их культурного развития, их модели рыночной системы и т. п. 

    Конечно, это можно привнести, насадить, насильно культивировать. Однако как показывает время, эти преобразования имеют серьезные издержки, проблемы и противоречия. Все это говорит о том, что все эти преобразования следует проводить более продуманно и осознанно. Не здесь ли лежат причины пробуксовки и тормоза тех преобразований, которые пытаются сделать реформаторы нашего общества. Совершенно очевидно, что все эти революционные преобразования необходимо увязывать со спецификой и особенностями нашей культуры, традиции, религии и т. п.

Цель статьи – это не только осознать эту проблему, но рассмотреть вопросы выявления, пробуждения и  сознательной организации и направления в созидательное русло этой огромной потенциальной энергии казахстанского народа. Это задача государственного масштаба, это общенациональная проблема. Совершенно очевидно, что решение этой проблемы, вне всякого сомнения, будет иметь для Казахстана масштабные последствия. На наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо:

- Поставить четкую и ясную цель в виде общенациональной  идеи, которая бы объединила всех людей во имя ее реализации. Идею, которая затрагивает интересы  большинства общества. Идея, которая понятна и близка людям. Идею, которая может  пробудить и   активизировать потенциальную энергию народа, чтобы  можно было эту энергию сознательно  направить     на развитие и процветание казахстанского общества. 

-   Определить конкретные задачи для реализации этой цели

-Обобщить положительный опыт сознательного использования этой энергии   процветающими государствами

-Определить формы и методы активизации созидательной энергии народа

-Определить сферы, отрасли и области через которые необходимо вести работу по активизации человеческой энергии. Здесь имеется в виду такие области как образование, воспитание, культура, история, литература, искусство. То есть сознательно вплетать в ткань всей духовности механизмы активизации   творческой энергии через общенациональную идею. 

- включить  в качестве важнейших условий   совмещение    интересов  бизнеса и   социальных задач  общества. Обобщить  опыт этого совмещения зарубежными странами.  

       На наш взгляд,   для любого  государства важнейшей задачей является способность правильно организовать и умело направить социальную энергию народа в  созидательное русло. Это возможно лишь тогда, когда интересы бизнеса и государства и народа тесно увязаны друг с другом, но отнюдь не тогда, когда  каждый думает лишь о своей прибыли. Если в обществе и бизнесмен, и чиновник думают только о себе, только о своих интересах,   то такое положение  никакими законами, никакими наказаниями  не исправить. Каждый будет думать только о своих интересах.  Единственный способ это исправить -  направить   интересы бизнеса и государства в одно нужное для общества направление. Другими словами, найти подход, который объединяет в себе служение и прибыль. Ведь по большому счету для бизнесмена не важно, какой делать бизнес. Важно, чтобы он приносил прибыль. Отсюда задача государства – широкая поддержка и всяческое    поощрение бизнеса за ответственное корпоративное отношение к гражданскому долгу и служению нации, в умении   организовать и направить личный интерес предпринимателя в нужное для общества  направление. Сделать бизнес социально ориентированным. В свою очередь личный интерес, как известно, является самым мощным двигателем человеческой деятельности. Для того, чтобы задействовать   личный интерес  необходимо наличие некого организующего звена, неких определенных правил экономической игры, способных заинтересовать всех участников действовать в интересах общества.  В этом плане главным координатором динамического развития страны может явиться только государство,  как   основной орган управления экономики и общества. Главный секрет стран Юго-Восточной Азии, сумевших вырваться из нищеты и стать по-настоящему мировыми экономическими лидерами, заключается в том, что правительство этих стран сумело выбрать адекватную экономическую политику. Такую политику  можно   разработать, лишь привлекая настоящих ученых, а не  тех ученых,   которые десятилетиями  крутятся около властных структур, оправдывая любые политические решения. 


         Типичным примером сознательного использования философских учений для своей экономической политики, может служить китайское руководство, которое в качестве духовных и мировоззренческих ориентиров   своей экономики выбрало три философские концепции. Первая - это даосизм Лао-Цзы, вторая- это учение Конфуция и  третья – теория стратагем Сунь-цзы. Из даосизма взяты учение о равновесии и гармонии, из конфуцианства – стабильность и порядок, а из   учения  Сунь-цзы   взяты теория военного искусства, то есть,  как с минимальными потерями выиграть войну. Поразительно здесь то, как, казалось бы,  очень древние  философские  и культурные учения питают и  обогащают и бизнес и личные достижения, то есть помогают решать конкретные проблемы современного Китая. Этот опыт Китая, вне всякого сомнения, заслуживает внимания и глубокого осмысления. В первую очередь для того, чтобы гармонично совместить,      как наши мудрые соседи, модернизацию с традиционной культурой.

Подводя итоги нужно еще раз сказать, что  для   нашего государства важнейшей задачей является способность правильно организовать и умело направить социальную энергию народа в  созидательное русло.  Это можно сделать, дав людям,  во-первых, ясное представление   о национальном развитии, во-вторых,    разработать своеобразную   маршрутная карту,  генеральный план развития, где каждый человек видит конкретно свою нишу и свое надежное будущее, в-третьих, разработать систему мотивов и целей   движения народа  в будущее,   в-четвертых, люди должны поверить в эти цели и задачи, которые ставит государство. Только тогда можно быть уверенным в том, что такая  идеология   может заряжать общество энергией и одновременно управлять этой энергией, направляя ее на творчество и конкретное созидание.   


Литература


  1. См., например: Кульпин Э. С. Макс Вебер и   Китай: что и почему не увидел великий ученый// Проблемы дальнего Востока. 1990. № 3.  С. 124–134;
  2. Кульпин Э. С. Вебер и Китай: каким его видел европейский ученый // Проблемы дальнего Востока. 1990. №4. С. 122—131. Цитата по Селищеву.  
  3. Новая русская доктрина: Пора расправить крылья/ Аверьянов В.В. и др.- М.: Яуза; Эксмо, 2009. -288с.
  4. Камалудин Гаджиев Искушение свободой Свободная мысль,  № 6, Июнь  2009, C. 85-96
  5. Александр Верховский Свободная мысль,  № 4, Апрель  2009, C. 69-80
  6. Григорий Ржешевский Свободная мысль,  № 4, Апрель  2011, C. 147-158
  7. Елена Степанова Свободная мысль,  № 11, Ноябрь  2010, C. 113-126
  8. Владимир Карякин Информационно-сетевые войны Свободная мысль, № 5, Май  2011, C. 155-162 
  9. Олег Митрошенков Цивилизационные вызовы и управленческие ответы в начале XXI века Свободная мысль, № 5, Май  2011, C. 191-202
  10. Олег Смолин  Интеллектуальная катастрофа в России: причины и пути выхода Свободная мысль,
  11. № 5, Май  2011, C. 23-38
  12. «Проект Россия. Выбор пути» . М.:   2007 "ЭКСМО" – 384 с.
  13. Селищев А. С.,  Селищев Н. А. Китайская экономика ХХ1 веке. – СПб.: Питер, 2004. – 240.
  14. Воскресенский А. Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. – М.: Аспект  Пресс, 2007.
  15. Бурханов К. Н., Булекбаев С. Б. Казахстанский путь в дилемме: Восток или Запад. Акорда 2010
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать